Данные о зарубежной недвижимости, находящейся в собственности Российской Федерации, засекретили, пишет РБК.
В ходе работы над материалом об имуществе Управделами президента РФ издание выяснило, что сведений о российской зарубежной собственности в открытом доступе нет.
В Росимуществе на запрос издания о предоставлении соответствующих данных ответили отказом. «В целях национальной безопасности, в том числе в связи с недружественной политикой ряда стран, сведения о федеральном имуществе, расположенном за рубежом, не размещаются в сети интернет на сайте Росимущества», — цитируется письмо за подписью заместителя руководителя Росимущества Алексея Чубаря.
На последующий запрос с просьбой указать, кем и когда было принято решение о засекречивании и каковы его правовые основания, Чубарь сообщил, что «ответ по существу поставленных <…> вопросов находится вне полномочий Росимущества».
По сведениям издания, на сайте «Госзагрансобственности» есть данные только о четырех заграничных комплексах, все они — объекты культуры: Свято-Николаевский собор в Ницце, Подворье Русской православной церкви в Бари, Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне и Сергиевское подворье в Иерусалиме. Информация отсутствует и на сайте самого Управделами Президента РФ, отмечает издание. В публичном Реестре федерального имущества за «Госзагрансобственностью» помимо трех московских помещений их офиса числится один крымский санаторий — пансионат «Россия» в Евпатории.
Согласно постановлению правительства РФ № 447 от 16 июля 2007 года, сведения о федеральной собственности — и в стране, и за рубежом — должны заноситься в Реестр федерального имущества, а затем, в соответствии с приказом Минэкономразвития №329 от 13 октября 2008 года, публиковаться в интернете на сайте Росимущества. Исключением являются данные о земле и недвижимости военных баз и космодромов, отнесенные к гостайне и охраняемые соответствующим законом. Заграничная собственность (если это не военные базы) этим законом не защищена, пишет РБК. Раньше в постановлении Минэкономразвития был пункт, который запрещал публиковать данные об объектах, относящихся к «закрытым сведениям», но в марте 2011 года ограничение было снято.
Вопрос о защите российской собственности за границей был поднят после того, как в середине июня в Бельгии и Франции суд наложил арест на российские активы. Соответствующее решение приняла постоянная палата Третейского суда в Гааге по искам трех компаний (Hulley Enterprises, Yukos Universal Limited и Veteran Petroleum Ltd), представляющих интересы бывших акционеров ЮКОСа. Впоследствии часть счетов в Бельгии была разблокирована.
Президент России Владимир Путин 3 ноября подписал закон, позволяющий российским властям арестовывать иностранное имущество, основываясь на «принципе взаимности». Закон вступит в силу в 2016 году.