Мумия убитого инками ребенка рассказала о неизвестных индейцах Южной Америки

Испанские генетики расшифровали геном мальчика с горы Аконкагуа: его принесли в жертву инки 500 лет назад, а замороженную мумию нашли на территории Аргентины в 1985 году. Выяснилось, что мальчик принадлежал к группе аборигенов, которая была практически полностью истреблена после завоевания Южной Америки европейцами. Результаты исследования представлены в журнале Scientific Reports, а коротко о нем сообщает Science News.

Мальчик с Аконкагуа погиб в ходе ритуала жертвоприношения (капакоча), который практиковали древние инки: детей и подростков уводили на вершину горы и там либо убивали, либо оставляли на верную смерть. Судя по мумии, ребенок скончался от удара по голове. Это не единственные останки жертв капакочи, но мумия с Аконкагуа сохранилась лучше прочих — на высоте 5300 метров над уровнем моря в одном из самых сухих мест планеты.

Именно поэтому генетику Антонио Саласу (Antonio Salas) из Университета Сантьяго-де-Компостелы удалось извлечь полный митохондриальный геном из легких мальчика. Выбрав внутренний орган для поиска генетического материала, группа Саласа свела к минимуму риск примешивания инородных веществ. Для этой же цели ученый секвенировал ДНК всех своих сотрудников (чтобы проверить на совпадения с результатами анализа).

Меры предосторожности были приняты не зря: геном мальчика оказался уникальным. Он относится к субкладе C1b митохондриальной гаплогруппы С, характерной для коренных народов Америки. C1b связывают с первыми людьми, прибывшими на континент (18 тысяч лет назад). Однако из-за быстрого разделения первых мигрантов на множество племен эта субклада состоит из генетически несхожих подгрупп. При этом геном мальчика с Аконкагуа не соотносится ни с одной из них. Ученые решили, что ребенок принадлежал к ранее неизвестной популяции (Салас обозначил ее как C1bi), которая возникла в Андах около 14 тысяч лет назад.

Поиск по базам данных указал лишь четырех индивидов, принадлежащих к C1bi. Трое из них обитают в современных Перу и Боливии, а четвертый жил в древнем царстве Уари (расцвет его пришелся на 600-1000 годы нашей эры), предшественнике державы инков.

Тот факт, что C1bi была выявлена в далеких друг от друга останках двух древних людей, говорит о том, что раньше ее представители были гораздо более многочисленны. Последующее исчезновение подгруппы также не удивляет: после прихода европейцев вымерло до 90 процентов населения доколумбовой Америки, прежде всего от эпидемий. Поэтому гены современных южноамериканцев, с примесью африканского и европейского материала, плохо пригодны для реконструкции прошлого Нового Света. «Геном же мальчика с Аконкагуа — это окно в эпоху инков», — отмечает Салас.

Сейчас ученый работает над расшифровкой полного ядерного генома мальчика. Кроме того, он планирует секвенировать ДНК всей микрофлоры кишечника, а также патогенов — так ученые лучше поймут историю болезней Нового Света и динамику эволюции микробиома человека.

00:02 26 февраля 2017
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде

«События в столице застали Ильича врасплох»

Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Самый лучший президент