Ученые разгадали тайну подводного «фиолетового носка»

Биологи раскрыли тайну глубоководного животного, которое напоминает выброшенный фиолетовый носок. Более 60 лет ученые не могли понять, как организована жизнедеятельность организма под названием Xenoturbella и к какой группе животных он относится. Об открытии сообщает журнал Nature.

Xenoturbella впервые была описана в 1949 году: у нее нет ни глаз, ни мозга, ни пищеварительной системы — только небольшой рот, куда поступает пища и откуда затем выделяются отходы.

Первые генетические тесты показали, что «фиолетовый носок» является моллюском. Однако вскоре выяснилось, что ученые ошибочно секвенировали ДНК пищи животного (некоторые зоологи полагают, что на стадии личинки Xenoturbella являются внутренними паразитами моллюсков). Возникло мнение, что Xenoturbella — это потомок развитых животных, по мере эволюции лишившийся большинства своих черт.

Только недавно, во время экспедиции в Тихий океан, когда подводные аппараты с дистанционным управлением засняли на камеру четыре новых вида родственных Xenoturbella существ, ученые смогли точно указать место этих животных в системе биологической классификации.

Генетический анализ показал, что «фиолетовые носки» относятся к одним из самых примитивных животных на планете. Xenoturbella — это сестринская группа ацеломорфов внутри ксенацеломорфов. Последние, в свою очередь, являются сестринской группой или клады Nephrozoa (первичноротые и вторичноротые), или только первичноротых.

Однако вопросами классификации тайны «фиолетового носка» не исчерпываются. Так, ведущий автор статьи Грег Рауз (Greg Rouse) в интервью BBC News рассказал, что ученые никогда не видели, как «фиолетовый носок» ест. По его словам, рот у животного небольшой, зубы или всасывающий хоботок отсутствуют. А потому непонятно, как он может отламывать кусочки от двустворчатых моллюсков.

Посыпали пеплом