В центре Млечного Пути обнаружен источник частиц сверхвысоких энергий

Международный коллектив астрофизиков получил первые свидетельства того, что источником протонов сверхвысоких энергий является активное ядро галактики Млечный Путь с расположенной в нем сверхмассивной черной дырой Стрелец А*. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature, кратко о них сообщает Science News.

Специалисты обнаружили потоки высокоэнергетических фотонов, порожденных заряженными частицами (протонами) энергиями в несколько петаэлектронвольт (десять в пятнадцатой степени электронвольт). Свое открытие ученые сделали при помощи системы HESS (High Energy Stereoscopic System), представляющей собой массив из пяти расположенных в Намибии телескопов.

Ранее ученые наблюдали только потоки фотонов энергиями в несколько десятков тераэлектронвольт (это примерно в сто раз меньше, чем энергия обнаруженных учеными протонов). Источником таких частиц астрофизики считали взрывы сверхновых звезд, в результате которых в пространство выбрасываются высокоэнергетические потоки частиц.

Новое исследование показывает, что источником частиц высоких энергий могут служить активные ядра галактик, в которых электрические и магнитные поля разгоняют заряженные частицы материи, вращающейся вокруг сверхмассивных черных дыр. В частности, такие объекты могут быть, по мнению ученых, источниками внегалактических частиц высоких энергий.

Смерть вождя