Польская сторона знала о том, что аэропорт Смоленска закрыт, еще в момент подготовки визита Леха Качиньского в Россию. Об этом, как сообщает агентство PAP, рассказал один из свидетелей, выступающих по делу о халатности руководителя канцелярии главы Совета министров Польши.
Бывший сотрудник канцелярии президента Польши Мацей Й. курировал вопросы зарубежных визитов руководства страны, сообщает агентство.
По его данным, еще 7 апреля 2010 года, перед прилетом в Смоленск тогдашнего премьер-министра Польши Дональда Туска, российская сторона проинформировала Варшаву о том, что аэропорт города находится в полной готовности, но поддерживать полную готовность 10 апреля, когда должен был прибыть Качиньский, «будет трудно».
Свидетель утверждает, что канцелярия премьер-министра и МИД Польши в этой связи отговаривали главу государства лететь в Смоленск.
В день катастрофы, 10 апреля, Мацей Й. находился в аэропорту Смоленска. По его словам, польский борт №1 должны были перенаправить в Брянск или Москву. Однако потом выяснилось, что президентский самолет все-таки попытается сесть в аэропорту назначения.
Как рассказал свидетель, уже после катастрофы, находясь на вышке управления и контроля воздушным движением, он услышал слова одного из российских военных, который сказал, что приказывал экипажу не совершать посадку.
Окружной суд в Варшаве рассматривает дело Томаша Арабского, бывшего главы канцелярии польского премьера, и еще четырех его подчиненных, которых родственники жертв катастрофы под Смоленском обвинили в халатности при организации визита президента Польши Леха Качиньского в Россию в апреле 2010 года.
Самолет Ту-154М ВВС Польши, на борту которого находился Качиньский, упал под Смоленском 10 апреля 2010 года. В результате катастрофы погибли 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Польская делегация, состоявшая из представителей высшего военного командования, политиков, общественных и религиозных деятелей, направлялась на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу (Смоленская область).
Польская сторона считает, что к катастрофе, в частности, привели неверные действия экипажа и диспетчеров. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал причиной случившегося ошибку пилотов. Расследование продолжают вести как в Польше, так и в России.