Доказано превосходство «очкариков»

Международная группа ученых показала на основе генетического анализа 300 тысяч человек, что близорукость и ношение очков или контактных линз связаны с высоким уровнем общего интеллекта. В то же время умные люди в меньшей степени страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и живут дольше. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Фактор общего интеллекта (g) был предложен английским психологом Чарльзом Спирменом (Charles Spearman) в 1904 году. Исследователь обнаружил положительную корреляцию между оценками школьников по несвязанным предметам, что указывало на существование личностных особенностей, отвечающих за успешность выполнения интеллектуальных заданий в целом. При этом общий интеллект ставился в противовес индивидуальным способностям (например, математическим), позволяющим выполнить одно задание лучше другого. С тех пор сотни научных работ продемонстрировали, что примерно 40-50 процентов разброса результатов когнитивных тестов объясняется одним общим фактором.

Исследования с участием близнецов показали, что наследуемость фактора g может достигать 50 процентов, однако на настоящий момент мало известно о генах, которые определяют общий интеллект. Поскольку последний является полигенным признаком, то есть контролируется не одним, а многими участками ДНК, то выявление последних требует анализа генов порядка сотен тысяч человек.

В новой работе ученые проанализировали данные, полученные при обследованиях 300 486 европейцев в возрасте 16-102 лет. Добровольцы проходили различные когнитивные тесты (оценивающие, например, вербальные и математические навыки), результаты которых были использованы для расчета общего интеллекта. У них также были взяты образцы ДНК для полногеномного поиска ассоциаций — поиска связи между геномными вариантами и фенотипическими признаками. Исследователи искали однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) — отличия в ДНК размером с один нуклеотид, — которые оказывали значительное влияние на фактор g.

Генетики выявили 434 SNP в пределах 148 локусов, соответствующих местоположению определенных генов в хромосомах. Полиморфизмы были также связаны с такими чертами, как вес, рост, индекс массы тела, кровяное давление, рак легких, склонность к шизофрении, биполярному расстройству, аутизму.

Оказалось, что значительная генетическая корреляция (r) прослеживалась между общим интеллектом и близорукостью (r = 0,32) и плохим зрением, в целом (r = 0,28). Более того, высокий фактор общего интеллекта был связан с низким кровяным давлением, меньшим риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких, ангины, остеоартрита и депрессии.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!
АПЛ К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря

«Не надо ничего там бередить»

Радиация затонувшей АПЛ «Комсомолец» угрожает жизни людей. Почему ее не торопятся поднять

Самое пекло

Америка боится извержения супервулкана. Чем он грозит человечеству?

С миру по нитке