Подавляющее большинство российских компаний в 2021 году столкнулось с серьезным дефицитом кадров, показало исследование международной рекрутинговой компании Hays (имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Эксперты Hays объясняют жалобы на нехватку сотрудников постпандемийным ростом рынка труда.
Когда коронакризис миновал, компании вспомнили об отложенных годом ранее кадровых потребностях и занялись поиском новых работников, поэтому во всех ключевых отраслях начался дефицит квалифицированных кадров. Из-за массовой потребности компаний в новых кадрах рынок сильно изменился — увеличилась «текучка», у специалистов сменились приоритеты, а бизнесу стало сложнее их удержать. В исследовании Hays приняли участие 4896 человек из России и СНГ: 2595 нанимающих менеджеров и 2301 сотрудник.
Любой ценой
О проблемах с поиском сотрудников заявили 76 процентов нанимающих менеджеров. Более трети (35 процентов) заявили, что нехватку сотрудников испытывает вся отрасль, еще 41 процент рассказал, что чувствует недостаток специалистов с новыми или редкими навыками. Лишь четверть (24 процента) компаний не видят таких тенденций в своей отрасли и не столкнулись со сложностями при поиске сотрудников.
работодателей сообщили о нехватке сотрудников
Наиболее масштабный дефицит кадров зафиксирован в сфере сельского хозяйства — о нехватке сотрудников сообщили 78 процентов опрошенных. Серьезные проблемы наблюдаются в и отрасли добывающей промышленности и металлургии (50 процентов в обеих), IT-сфере (49), химическом производстве (48). Почти в половине компаний повысилась текучесть кадров (45 процентов), в то время как о ее снижении рассказали только 7 процентов работодателей.
В 2021 году компании начали чаще пользоваться различными механизмами для борьбы с дефицитом сотрудников. Многие работодатели замещают вакантные позиции собственными работниками — так поступают в 46 процентах фирм. В связи с кризисом очень популярна стала такая мера, как наем стажеров и их обучение внутри компании — 41 процент респондентов рассказал об использовании такого подхода по сравнению с 16 процентами в 2020 году.
Работодатели стали гораздо чаще приглашать профессионалов из других регионов (41 процент против 6 в 2020-м), а также из других индустрий (24 процента против 8 в 2020-м). В то же время число тех, кто готов привлекать зарубежных специалистов, выросло лишь незначительно — с трех процентов до пяти. Кроме того, многие представители бизнеса (20 процентов) начали тратить больше денег на поиск сотрудников, а число компаний, делающих контрпредложения для удержания сотрудников, составило 54 процента.
Работодатели также поделились способами, с помощью которых привлекают новых кандидатов. Большинство стараются обеспечить конкурентную зарплату (67 процентов), многие предлагают медицинское страхование (включая членов семьи) и компенсацию расходов на частную медицину сверх страховки (52), покрывают траты на мобильную связь (39), предоставляют гаджеты для работы (33) и возможность застраховать жизнь и здоровье (32).
Среди нематериальных способов привлечения специалистов чаще всего называли перспективу карьерного роста (58 процентов), стабильность компании на рынке (55), интересный функционал (50), возможность удаленной работы (43) и удобное местонахождение (43).
На своих условиях
В новой обстановке на рынке большинство сотрудников оказались не готовы чем-либо жертвовать ради сохранения работы: 27 процентов заявили, что лучше найдут новое место, а 30 процентов планируют отстаивать свои требования, не увольняясь. Только небольшая часть опрошенных работников согласна идти на уступки — перерабатывать и брать на себя дополнительные обязанности (17 процентов), отказаться от удаленной работы (11), лишиться социального пакета частично (6) или полностью (2).
специалистов намерены сменить место работы
Более половины (56 процентов) специалистов собираются сменить работу и лишь 9 процентов считают, что сейчас неподходящее время для поиска работы и лучше оставаться на текущей позиции. 39 процентов респондентов устраивает их текущий работодатель.
Многие работники рассказали, что у них поменялись приоритеты при выборе места работы — материальные условия стали важнее. Чаще всего среди материальных факторов упоминали высокую зарплату (91 процент вместо 76 в 2020-ом), медицинское страхование и компенсацию расходов на частную медицину (60), 100-процентную оплату больничного листа (52), индивидуальные вознаграждения (42), увеличенный отпуск (34) и компенсацию расходов на мобильную связь (34).
В среднесрочной перспективе компаниям придется искать новые пути взаимодействия с кандидатами и текущими сотрудниками, понимать, чем и как их мотивировать, выстраивать более гибкие отношения и учиться взаимодействовать с сотрудниками и кандидатами в условиях большей свободы.
Среди нематериальных факторов наиболее популярными оказались интересный функционал или проекты (69 процентов против 37-ми год назад), перспективы карьерного роста (67 процентов против 31), личность главы фирмы (63 процента), дружелюбная корпоративная культура (56 процентов против 26), стабильность и авторитет компании на рынке (54 процента против 30), а также прозрачная система критериев повышения в должности (52 процента).