Попытка Сбера одномоментно усилить свою позицию на рынке модной одежды за счет приобретения Stockmann может оказаться удачной. И то, что до этого все аналогичные попытки других игроков были неудачными еще ни о чем не говорит. Так основатель Data Insight Федор Вирин прокомментировал «Ленте.ру» приобретение Сбером компании розничной торговли и сети магазинов по продаже одежды и товаров для дома Stockmann.
«Сбер покупает относительно небольшого нишевого игрока — Stockmann не входит в ТОП-100 интернет-магазинов России и оффлайновая сеть у Stockmann тоже небольшая, всего 12 магазинов, незаметно, чтобы она активно развивалась. Так что это соглашение очень похоже на спасение утопающих, но пускай оно будет удачным», — считает Федор Вирин.
По мнению эксперта, Stockmann приобретает в лице Сбера надежного инвестора с масштабными планами развития и, если сеть сможет вписаться в эти планы, удовлетворить амбиции инвестора по темпам развития, то они выиграли. Сейчас у них доля онлайн-продаж составляет почти 20 процентов, что много.
«Компетенция продажи fashion-товаров — одна из самых сложных среди всех товарных категорий в онлайне. Все крупные российские маркетплейсы, прошли по пути попытки купить эту компетенцию, кроме Wildberries, который исторически имеет очень хорошие компетенции в продаже модной одежды, — говорит Федор Вирин. — И пока ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. OZON несколько лет назад купил у Паскаля Клемана fashion — проект Sapato.ru, ориентированный преимущественно на продажу обуви, только что "Яндекс" сделал попытку купить модную платформу распродаж KUPIVIP, которая развалилась. Есть такие примеры неудачной покупки fashion-проектов маркетплейсами и в международной практике».
Главным драйвером продаж в интернете сегодня являются маркетплейсы. Но этот канал развития продаж недоступен мультибрендовому универмагу Stockmann, так как практически все сильные бренды, представленные в его ассортименте, уже продаются на маркетплейсах. Бренды выходят на маркетплейсы напрямую, сами. Для мультибрендового магазина возможности продаж на маркетплейсах существуют только при наличии собственных линий (private labels) в пуле брендов. Об этом рассказала генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
«Таким образом, стратегические задачи Stockmann — это рост собственных магазинов в офлайн и онлайн формате. Для офлайн-сети важен рост ее популярности, трафика, конверсии, среднего чека в офлайн магазине, открытие новых точек, выходы в новые продуктовые ниши, запуск собственных брендов. Также потенциально, возможно, инновационное развитие самого формата универмага, его модернизация. Для онлайн-магазина важны рост трафика, расширение предложения, развитие сервисов доставки, оплаты, кастомизированного сервиса, технологическое развитие платформы. Для всех этих задач мощные ресурсы "СберМегаМаркета" максимально инструментальны», — отмечает Анна Лебсак-Клейманс.
Партнерство со Сбером обеспечивает Stockmann следующие преимущества: прямой доступ к ресурсам для развития, возможности максимального расширения пунктов выдачи для онлайн магазина, доступ к необходимым ресурсам для оптимизации доставки и других сервисов, доступ к клиентским базам через программы лояльности экосистемы Сбера, считает эксперт.
«Важнейшие ресурсы Stockmann, доступ к которым получает "СберМегаМаркет", это: многолетний практический опыт работы на модном рынке и наличие команды отраслевых экспертов, наличие активной платежеспособной клиентской базы, ориентированной на покупки одежды и обуви, наличие наработанных связей с широким пулом сильных и авторитетных брендов поставщиков, которых теперь будут активно привлекать на площадку "СберМегаМаркет"», — полагает Анна Лебсак-Клейманс.