Главной темой начавшегося в Москве 8 Российского философского конгресса посвященного 100-летию со дня рождения российского философа Александра Зиновьева стало обсуждение роли философии в современном полицентричном мире. Философия как фундаментальная и основная наука должна, по мнению организаторов и участников, помочь найти способы существования России в сложившейся непростой обстановке.
Шуваловский корпус московского государственного университета радушно распахнул двери для более чем 1500 тысяч участников конгресса «Философия в полицентрическом мире». МГУ уже во второй раз принимает Российский философский конгресс. Открывавший конгресс ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что именно ч философского факультета начиналась история университета, и тема ценностей русской философской традиции является основополагающей в поиске решения проблем, которые сейчас встают перед нашим государством.
Для развития страны, по мнению Виктора Садовничего, недостаточно одних лишь технологий, необходим анализ и рассмотрение происходящих процессов, и их корректировки для более успешного применения. Именно философия как междисциплинарная наука может, по его мнению, справится с этой задачей.
Первое пленарное заседание было посвящено именно определению понятий полицентричности и формулировке основных смыслов. Так академик РАН, президент РФО, ВРИО Первого заместителя директора по научной работе Института философии РАН Андрей Смирнов в своем докладе по теме «Смыслы полицентричности» отметил, что возможность трактовки слова «поли» и как «много» и как «разное» приводит к появлению определений разноцентричности и многоцентричности. Что влечет противопоставление и сравнение полицентричности с глобализмом и универсализмом. При этом, по его словам, не следует применять термин полицентричность лишь к политической жизни государств.
Существует также культурная множественность и цивилизационная множественность. И лишь их совокупность может позволить миру вообще и России в частности найти пути развития и выхода из определенного тупика современного морового развития. «Категория "всечеловеческое" как собственный ресурс русского языка и русской философии, до сих пор не использован. Именно сейчас его время. Значение всечеловеческого собирания и самособирания культур для понимания логики развития России позволит создать собственный проект цивилизационного развития», — отметил Андрей Смирнов. По его мнению, «не стоит собирать букет из цветов лишь одного вида», следует принимать и использовать все имеющиеся возможности разнокультурных и множественных, философских традиций.
Тему цивилизационных идей русской философии продолжил к.ф. н, доцент, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени Ломоносова Борис Межуев. По его словам, «вопрос о русской или российской цивилизации, обусловлен наличием у ее гипотетической "сакральной вертикали" какого-то альтернативного западному "образа будущего", к какому было бы устремлено российское общество».
Также Борис Вадимович уверен, что нерв и основа русской философии кроется в столь неприятной и даже неполиткорректной для современного западного мира теме осмысления роли «отцовства» в социо-культурном становлении человека. По его мнению, именно почитание «отца» в русской культуре на протяжении всего времени может стать краеугольным камнем, основой для развития собственной русской-российской цивилизации.
Необходимость и главное способность России сформировать собственные элиты, которые не будут простым подражанием западным аналогам отметил в своем докладе д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории Института философии СПбГУ Алексей Соколов. Так, по его мнению, «заявляя себя в мировой истории, наше отечество претворяло внешний цивилизационный потенциал в собственную, самобытную русско-российскую действительность. На протяжении более тысячи лет наш многонациональный народ находился в непосредственном отношении к этой субстанциальной данности». Интуитивная верность той земле, которая ему пришлась по душе и которая признала в нем своего хозяина. Поэтому, несмотря на этнические, языковые, конфессиональные отличия, российский народ всегда выступал как одно целое, когда его родине угрожала чужая, враждебная сила. А осознание себя позволит сформировать элиты, которые станут тем централизующим фактором, который позволит России активно и успешно развиваться.
Вторая пленарная сессия была посвящена 100-летию Александра Зиновьева. Передать в одной небольшой статье все величие творчества и мысли этого российского философа, логика, писателя невозможно. Стоит отдельно отметить, что Александр Александрович был не только неординарной личностью, который выступал на определенном моменте с критикой советской власти, что привело к необходимости эмиграции, но и, вернувшись в 90-х годах двадцатого века в уже современную Россию, не принял либеральных западных ценностей, оставаясь патриотом своей земли и ей исторических ценностей. Зиновьев рассматривал возможность построение идеального государства внутри каждого отдельного человека.
Логичным продолжением тем, поднятых в первой части конгресса и непосредственно личности Зиновьева стал доклад и.о. декана философского факультета МГУ имени Ломоносова Алексея Козырева посвященный цивилизационному подходу Александра Зиновьева к истории. Алексей Козырев напомнил подход Зиновьева к проблеме взаимоотношения России и Запада. «Нужно быть круглым идиотом, чтобы воображать, будто на Западе стали бы млеть от восторга, если бы на мировых рынках появились мощные конкуренты из России и стали бы вытеснять американских и западноевропейских предпринимателей» (А. Зиновьев «О понятии «Запад»»). Соответственно попытки с помощью мягкой или грубой силы «западнизировать», подчинить под себя и свое подобие любые государства, опасны и неприемлемы для русской цивилизации. Безальтернативность западного развития является по своей сути стремлением в цивилизационный тупик. России же следует искать свой подход и место в многокультурном и много цивилизационном мире, сохраняя при этом собственную идентичность.
Организаторами конгресса, который продлится до 28 мая, выступают Российское философское общество, Институт философии РАН и философский факультет МГУ имени Ломоносова.