Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила традиционный доклад по итогам масштабного наблюдения за избирательными кампаниями, прошедшими в ЕДГ 11 сентября. Избирательная система страны, по мнению авторов доклада, показала значительный запас прочности и прозрачности процедур. Вместе с тем аналитики убеждены, что ряд отдельных положений в избирательном законодательстве нуждается в дальнейшей проработке.
НОМ рекомендует и дальше использовать многодневное голосование, в том числе в условиях постпандемийной реальности. Наиболее оправданно применение таких форм на очередных и внеочередных общих выборах, а также на довыборах депутатов Государственной Думы и законодательных органов государственной власти субъектов России. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) требует дальнейшего масштабирования и более плотной интеграции с информационными системами различных государственных органов.
По мнению НОМ, необходима дальнейшая разработка стандартов работы наблюдателей в территориальных и окружных комиссиях, комиссиях ДЭГ, вбирающая эффективные практики работы в ЕДГ-2022 годе. Большая роль в этой работе отводится экспертам и общественным деятелям.
Также необходимо нормативное закрепление возможности присутствия на избирательных участках представителей общественности, не имеющих статус наблюдателя (уполномоченные по правам человека, представители СПЧ при президенте России, члены общественных палат субъектов страны и др.) Также заслуживает внимания инициатива о придании более четкого правового статуса представителям мобильных групп.
Целесообразно рекомендовать создание центров общественного наблюдения как общее правило для регионов, считает НОМ. Также было бы оправданным предусмотреть в определенных случаях возможность просмотра видеозаписей на площадках таких центров, полученных с видеорегистраторов, размещённых на избирательных участках.
Важно в дальнейшем предметно определить алгоритм исполнения судебных решений по восстановлению статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, которым ранее было отказано в регистрации либо их регистрация была отменена, но в дальнейшем эти решения были пересмотрены.
Целесообразно отражать в общедоступных документах избирательных комиссий число избирателей, исключенных из списков избирателей в связи с дистанционным электронным голосованием. В этой связи целесообразно проработать вопрос об указании этих данных в протоколе об итогах голосования либо в ином отдельном документе, доступном для наблюдателей и выдаваемом им по требованию.
Имеет смысл рассмотреть вопрос об установлении ответственности за публичные призывы к порче бюллетеней, организацию и проведение массовых акций по повреждению участниками голосования на выборах и референдумах избирательных бюллетеней, влекущих их недействительность.
Необходимо отладить алгоритм совместных действий правоохранительных органов, организаторов выборов и субъектов общественного контроля при реагировании на попытки «телефонного терроризма» и принятии необходимых мер по обеспечению безопасности участников выборов. Целесообразно включить в школьные курсы обществознания специализированные модули, направленные на повышение электоральной грамотности будущих избирателей.
Ключевые положения доклада НОМ на онлайн-мероприятии с региональными экспертами представил член СПЧ при президенте России, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод. «Прошедшие выборы показали устойчивость партийно-политической системы, ее готовность функционировать без сбоев, обеспечивая конкуренцию и ротацию власти в сложных условиях», — заявил Александр Брод, подчеркнув — все сообщения проблемного характера получали оперативную реакцию со стороны экспертов. Агрессивное внешнее воздействие, резюмировал правозащитник, не привело к отмене выборов или ограничению избирательных прав граждан.
По словам главы Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максима Григорьева, высокий уровень доверия к результатам выборов (69 процентов), представленный накануне ВЦИОМ, есть результат эффективной работы всех институтов общественного контроля в ЕДГ. «Необходима дальнейшая разработка стандартов работы наблюдателей в территориальных и окружных комиссиях, комиссиях ДЭГ. Эту задачу необходимо решать усилиями общественности и экспертного сообщества. Со стороны Общественной палаты России мы готовы подключаться к работе», — заявил Григорьев.
Как отметила член Общественной палаты РФ, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова, минимальное число нарушений и жалоб на выборах в этом году связано с точечной настройкой избирательного законодательства, которая проводилась на протяжении всего года. «В сравнении с электоральным циклом 2021 года, в этом году по вопросам сохранности бюллетеней в ночное время, работе с ящиками для голосования, аккредитацией СМИ, возникало значительно меньше проблемных вопросов», — рассказала Булгакова. Абсолютное большинство информации, поступающей на «Карту сообщений» НОМ, относилось к информационному типу: наблюдатели отмечали доброжелательную обстановку на участках, хорошую явку и открытость в работе комиссий.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, эксперт НОМ Владимир Шаповалов отметил необходимость дальнейшей просветительской работы среди населения. «В этом электоральном цикле мы видели активное участие в деятельности по подрыву доверия к выборам иноагентов и тех структур, которые находятся на содержании западных фондов. Сейчас эти «независимые эксперты» практически открыто демонстрируют, что работают на стороне недоброжелателей», — подчеркнул политолог. При этом, обратил внимание Шаповалов, общество показало высокую степень консолидации и политической зрелости.