Сбер, Минэкономразвития России, Ассоциация развития финансовой грамотности, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ представили итоги ежегодного исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности» (Индекс ПОА), который отражает уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченность российского населения в такие образовательные программы.
В 2022 году обучение на программах предпринимательского образования прошли более 200 тысяч человек, а всего за четыре года мониторинга — 700 тысяч В исследование вошло порядка 3000 компаний и организаций, которые за четыре года реализовали более 5000 образовательных программ.
По-прежнему ключевой базой для анализа выступают программы, реализуемые центрами «Мой бизнес» и другими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Также с этого года в мониторинг включены программы Российского экспортного центра и одного из крупнейших онлайн-операторов — компании «Нетология».
«Образовательные программы, особенно для молодежи, становятся основой для начала и успешного ведения предпринимательской деятельности. По нашим клиентам мы видим, что предприниматели, прошедшие обучение, в целом более успешны, чем те, кто не учился. Поэтому Сбер всецело поддерживает проекты в сфере бизнес-образования», - отметил Анатолий Попов, заместитель председателя правления Сбербанка.
Исследование показало, что 68 процентов всех прошедших за четыре года обучение — молодые люди до 35 лет. Самые востребованные у них темы обучения связаны со стартом бизнеса, основами самозанятости и креативным предпринимательством.
Другой важный фактор, который определяет востребованность тех или иных программ, — фактическая занятость обучающегося. Предпринимательский опыт и этапы развития бизнеса существенно влияют на выбор и содержание программ обучения. 43 процента прошедших обучение (из тех, кто рассказал о своей занятости) — действующие предприниматели (собственники компаний или ИП).
Еще девять процентов зарегистрировали себя в качестве самозанятых. Остальные 48 процентов потенциально готовы открыть собственное дело, среди них есть школьники и студенты, работники по найму, безработные и пенсионеры.
«Для предпринимателей критически важны знания: талантом или внутренним чутьем среди бизнесменов обладают единицы, для остальных — это та база знаний, навыков, компетенций, а не дипломы. Поэтому для более качественного образовательного процесса необходимо систематизировать рынок бизнес-тренеров в России. По разным оценкам на этом рынке работает до 500 тысяч человек, из которых 10-12 процентов — это корпоративные специалисты. Также есть фрилансеры и специалисты тренинговых, образовательных, консалтинговых центров», — рассказала Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.
Лидерами спроса стали такие темы, как продажи, в том числе через маркетплейсы, — 22 процента, бизнес-планирование — 15 процентов, брендирование, маркетинг, привлечение клиентов — 15 процентов, а также формирование отчетности, юридическая и финансовая грамотность — по девять процентов запросов каждая.
Спрос по направлениям сильно отличается в разных субъектах. Так, тема финансовой грамотности оказалась наиболее популярной в таких регионах, как Орловская область, Республика Бурятия и Республика Карелия (более 25 процентов). Продажи наиболее популярны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ивановской и Пензенской областях, Удмуртской Республике (более 25 процентов от всех запросов в регионе).
Если говорить о фактически удовлетворенном спросе, то данный показатель также очень сильно отличается в разных направлениях программ обучения и каждое направление должно рассматриваться в отдельности в разрезе российских регионов. В целом есть потенциал к наращиванию программ по повышению юридической грамотности, обучению формированию отчетности, основам охраны труда и продажам.
Важный ориентир для субъектов РФ в исследовании — среднероссийские показатели: число прошедших обучение на одну тысячу населения (девять человек), средневзвешенное время обучения на одного человека (19 часов), количество реализованных программ на один субъект (41 программа).
«В целом по итогам второй волны исследования рекомендации следующие. Во-первых, предоставлять возможность проходить обучение как можно большему количеству граждан и тем, кто только собирается открыть собственное дело и уже действующим предпринимателям. Во-вторых, обратить внимание на состав, продолжительность и покрытие программ предпринимательского образования: они должны быть разнообразными и покрывать региональный спрос по различным направлениям обучения, а также быть эффективными по охвату участников. В-третьих, ориентироваться на спрос, а не на собственный план: содержание предлагаемого по программам поддержки МСП обучения может существенно не совпадать с темами, которые нужны гражданам. В-четвертых, в регионах с низкой инвестиционной привлекательностью уделять дополнительное внимание информированию о данном виде поддержки, ее продвижению и рекламе среди граждан», — рассказал Вениамин Каганов, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности, председатель Комиссии по финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности бизнеса, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.
От грамотности предпринимателей зависят устойчивость и развитие их бизнеса, а значит, инвестиционная привлекательность региона в целом, подчеркивает Вениамин Каганов.
«ТПП РФ поддерживает данный проект с самого начала его реализации, поскольку мы и сами уделяем в своей работе значительное внимание обучению предпринимателей, которое реализуется через Международный институт менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ (МИМОП), а также видим прямую связь между предпринимательской грамотностью и качеством и уровнем развития бизнеса», — подчеркнул Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.
Индивидуальные показатели Индекса ПОА могут использоваться для выработки стратегии повышения предпринимательской образовательной активности и инвестиционной привлекательности региона. Подробная информация о текущей работе и итоги второй волны исследования будут опубликованы на сайте АРФГ в течение 10 дней.
Индекс предпринимательской образовательной активности (Индекс ПОА) основан на расчетном интегральном показателе, отражающем уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченности российского населения в такие образовательные программы. Итоговый индекс по методике 2023 года отражает корреляцию баланса спроса и предложения на бизнес-обучение с предпринимательской активностью в регионе с учетом его инвестиционной привлекательности (по данным Национального Рейтингового Агентства). На основе значений данного индекса формируется рэнкинг субъектов РФ.
Первая волна исследования прошла в 2022 году. В конце 2022 года была достигнута договоренность о включении показателей Индекса ПОА в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2023 года в качестве внерейтингового показателя.