Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов представил депутатам Законодательного Собрания проект бюджета Санкт-Петербурга на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Согласно документу, для обеспечения социально-экономического развития города нужно привлечь дополнительные средства. Руководство города, руководствуясь целью сокращения расходов, приняло решение отказаться от рыночных заимствований в пользу бюджетных, что сэкономит Петербургу шесть миллиардов рублей.
В последний раз Санкт-Петербург привлекал дополнительные средства за счет государственных облигаций в 2020 году. Тогда сумма привлеченных средств составила 54,9 миллиарда рублей. В 2021, 2022 и 2023 году этот инструмент не использовался, поскольку резервов бюджета было достаточно для выполнения всех задач региона.
«Резервы, сформированные в 2022 году, позволили нам в текущем году не прибегать к рыночному кредитованию. Общий объем государственного долга Санкт-Петербурга в 2023-м году, по нашим прогнозам, сократится на 333 миллиона рублей. Кроме того, существенно улучшится его структура». Об этом заявил губернатор Александр Беглов в ходе первого чтения бюджета Санкт-Петербурга на 2022-2024 годы в Законодательном собрании.
Глава города напомнил, что 1 января 2022 года государственный долг Северной столицы полностью состоял из рыночных заимствований. «К концу текущего года примерно треть долга составят дешевые кредиты, предоставленные из федерального бюджета по поручению президента», — подчеркнул Александр Беглов.
В 2023 году размер инфраструктурного бюджетного кредита составил более 14 миллиардов рублей. Средства направлены на реализацию трех крупных инфраструктурных проектов. Среди них — обновление 169 трамвайных вагонов для ГУП «Горэлектротранс», первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) — развязка между Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Витебским проспектом и строительство развязки с ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове.
В 2024-2025 годах планируется дополнительное привлечение средств на строительство метро, в том числе: строительство Красносельско-Калининской линии и электродепо «Красносельское», строительство Лахтинско-Правобережной линии.
Федеральные заемные средства предназначены для реализации в Петербурге крупных инфраструктурных проектов. По словам губернатора, замещение рыночного долга позволит получить экономию на обслуживании в размере 6,6 миллиарда рублей. В настоящее время объем государственного долга Санкт-Петербурга находится на минимальном уровне. «По итогам 2023 года он не превысит 8,3 процента, что свидетельствует о низком уровне риска», — отметил глава города.
В структуре государственного долга три основных составляющих (три инструмента привлечения дополнительных средств): государственные облигации, бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета, кредиты, привлеченные от кредитных организаций. Для обеспечения социально-экономического развития региона город сможет привлечь дополнительные средства в пределах 50 процентов от общего объема доходов бюджета. Так в 2024 году планируется использование всех трех инструментов привлечения дополнительных средств, большую часть которых составят наиболее выгодные бюджетные кредиты. Общий размер привлеченных средств, согласно проекту, составит 157 миллиардов рублей в 2024 году, 213 миллиардов — в 2025 году, и 234 миллиарда — в 2026 году.
Увеличение доходов бюджета, в том числе за счет регистрации в 2021 году крупной нефтегазовой компании («Газпром»), позволяет не только обслуживать текущий государственный долг Петербурга, но и без существенного риска увеличивать объем привлеченных средств.
Инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета город начал привлекать в 2022 году. Программа выдачи таких кредитов была запущена в 2021 году, в уже в 2022 Санкт-Петербург получил первые 9,7 миллиарда рублей. Инфраструктурные кредиты российские регионы получают на 15 лет под три процента годовых. На сегодняшний день инструмент привлечения кредитов от кредитных организаций (коммерческих кредитов) город не использует.