На площадке медиафорума стран СНГ «Развитие медиа в меняющемся мире» состоялась сессия «Telegram-каналы как самые быстрорастущие медиа». Участники мероприятия обсудили роль Telegram в медиапространстве и поговорили о том, как поддерживать баланс между сохранением преимуществ площадки и безопасностью пользователей.
Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина отметила, что в последние годы Telegram стал одним из основных распространителей информации в Рунете. Многофункциональный мессенджер дает пользователям пространство для общения, а также выполняет функции СМИ и соцсетей.
«Telegram является одной из самых авторитетных онлайн-площадок в России. Его постоянно цитируют различные средства массовой информации. Там размещаются публикации ведомств, пресс-служб. Именно туда пользователи чаще всего обращаются за новостным и информационным контентом. Конечно, во многом можно сказать, что эта площадка стала неким каналом коммуникации между обществом и российской властью», — заметила она.
При этом история взаимодействия органов власти с Telegram непростая, сказала она.
«В 2018 году предпринимались достаточно радикальные меры по блокировке мессенджера. После снятия этой блокировки администрация платформы стала более активно идти на контакт с российскими правоохранительными органами в вопросе ограничения доступа к противоправному контенту», — уточнила Екатерина Мизулина.
Однако на форуме было отмечено, что ситуация остается неоднозначной. В Telegram новости о любом громком событии или происшествии разлетаются сиюминутно, порой опережая заявления официальных ведомств и СМИ. Подобный информационный шум содержит большое количество непроверенных данных и фейков.
«В современном обществе более актуальным становится законодательное регулирование распространения фейковой информации, поскольку новый смысл возникает в контексте появления намеренной дезинформации на мировом уровне и попытки вторгнуться, повлиять на политические процессы, общественное мнение и, конечно, на получение финансовой выгоды. Часто авторов такого рода ресурсов в социальных сетях намеренно используют спецслужбы иностранных государств, политтехнологи, различные менеджеры — для того, чтобы продвигать собственные взгляды, убеждения и деструктивный контент», — обозначила Мизулина.
На медиафоруме отметили, что деструктивный контент, в том числе связанный с насилием и употреблением наркотиков, часто обретает популярность в Telegram. Это опасно с учетом того, что площадка широко распространена среди молодежи и детей. Многие российские школьники сегодня имеют Telegram-канал, в котором рассказывают о своей жизни.
Генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский отметил, что, по данным крупных мобильных операторов, рост интернет-трафика, приходящегося на Telegram, за год составил от 35 до 100 процентов. Увеличение роли мессенджера заметно и по проектам Института развития интернета. В 2021 году на долю Telegram приходился лишь один процент от двух с половиной миллиардов просмотров контента, продвигаемого ИРИ. В 2022 году эта цифра выросла до шести процентов.
«В 2023 году, мы прогнозируем, примерно 25 процентов придется на долю Telegram», — добавил эксперт.
В 2023 году каждый третий проект, поддержанный ИРИ, выбирал для себя Telegram как одну из площадок для реализации и продвижения своего продукта. По словам Алексея Гореславского, заметно, что аудитория у мессенджера действительно вовлеченная.
«В Telegram читают и смотрят контент, а не просто пролистывают», — акцентировал он внимание.
На медиафоруме отметили, что площадка выходит в лидеры по определенным направлениям контента, вытесняя тот же YouTube.
«Для новостного видео, короткометражного видео и авторского контента, по нашим наблюдениям, Telegram уже становится одним из приоритетных каналов распространения. Вот сейчас в данный момент это ВК и Telegram. С YouTube отношение у всех все сложнее и сложнее», — подметил глава ИРИ.
По мнению директора по коммуникациям АНО «Россия — страна возможностей» Сергея Коляды, пользователей Telegram привлекает то, что мессенджер сочетает в себе личную переписку, рабочие чаты, каналы с полезными или развлекательными материалами. На руку Telegram играют пуш-уведомления, формат коротких сообщений и возможность сохранять анонимность. Кроме того, важно, что площадка стала конкурентной альтернативой для запрещенных соцсетей.
«Все-таки запрещенные платформы, они — как айсберг, на котором плыл мамонтенок — постепенно тают. Не очень удобно, когда ты не можешь монетизировать что-то. Неудобно, когда аудитория постоянно мучается с VPN», — указал Сергей Коляда.
Первый заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин в свою очередь отметил, что Telegram достаточно активно используют в своей работе государственные организации и представительства. Истомин напомнил, что в прошлом году в силу вступил федеральный закон, обязывающий все государственные учреждения и ведомства вести каналы в социальных сетях. В контексте этого нововведения выросла и Telegram-активность государственных структур, хотя создавать канал в мессенджере ФЗ и не требует.
Эксперт объяснил, что государственные паблики позволяют гражданам быть в курсе событий, происходящих в ближайшей пространственной перспективе.
«Человек хочет увидеть оперативную информацию о том, что в мире, в России происходит. А также увидеть информацию о том, что происходит рядом с ним. В его городе, в его микрорайоне — такую адресную информацию лично для себя. И вот как раз госпаблики создают этот второй контур вокруг человека», — уточнил Кирилл Истомин.
Данные исследований говорят, что в Telegram ведут активность около 18,5 тысяч госпабликов, общая аудитория которых составляет пять миллионов пользователей. Таким образом, по мнению Истомина, мессенджер служит делу цифрового суверенитета России.
«Мы рассматриваем историю с госпабликами, прежде всего, как элемент нашего цифрового суверенитета и один из инструментов, который позволяет, вести аудиторию на российские площадки», — заключил Истомин.