Прошедший IV съезд Российского общества «Знание» стал демонстрацией того, что за прошедшие с момента инициированного президентом России перезапуска организации три года проект динамично развивается и не только остается интересным широкой аудитории, но и формирует устойчивое профессиональное сообщество лекторов. Об этом рассказал доцент факультета политологии СПбГУ Арсений Майоров.
Само появление «Знания» было очень своевременным и во многом логичным: как известно, мы живем в так называемой экономике знаний, в рамках которой знания являются ключевой ценностью развития и драйвером прогресса, считает эксперт. В последние годы наше общество выходит за рамки того, что знания нужны только для интеллектуального труда или профессиональной деятельности, благодаря чему просветительская деятельность стала действительно востребованной, а стремление к более глубокому пониманию окружающей действительности — от природных и социальных процессов до того, как, например, работают современные медиа, — стало нормой. На это указывает как минимум то, что в русскоязычном сегменте YouTube за последние двадцать лет появилось огромное количество просветительского контента.
«До 2021 года, то есть до перезапуска "Знания", проблема заключалась в том, что просветительская деятельность была атомизирована и чаще всего реализовывалась в онлайн-формате (подкасты, видеолекции и т. д.). В России было немало просветительских площадок и проектов, но они носили скорее локальный характер. В этом контексте Российское общество "Знание" появилось как реакция на, с одной стороны, общественный запрос на системную просветительскую работу федерального уровня, с другой — государственный запрос на повышение уровня знаний граждан за пределами системы образования», — отметил Арсений Майоров.
Помимо ответа на эти запросы, «Знание» смогло предложить удачную комбинацию очных и онлайн-форматов взаимодействия с аудиторией: большое количество видеоконтента совмещается с проведением офлайн-лекций, крупных просветительских мероприятий (марафоны и др.), живыми встречами с известными людьми. Соответственно, получилось охватить максимально широкую аудиторию и удовлетворить еще один запрос общества, возникший на фоне пандемии COVID-19, — на живое общение и объединение в сообщества.
В конечном счете получилось, что просветительская деятельность в России вышла на качественно новый уровень и предложила обществу реальную возможность объединения вокруг конструктивного досуга, ценности знаний, общения на интересные и востребованные темы в свободном формате, заключил эксперт.