Москва и Санкт-Петербург вошли в число мировых лидеров по уровню пространственного и технологического развития. Это следует из опубликованного Индекса технологического и пространственного развития городов мира, разработанного Международным консорциумом исследовательских организаций из Китая, Индии и России.
В итоговом рейтинге Москва заняла пятое место среди агломераций мира и первое место среди агломераций БРИКС+.
«Москва по праву является одним из самых благоустроенных и современных мегаполисов мира. Каждый год в столице происходит множество масштабных изменений, направленных на повышение комфорта и уровня жизни горожан: становятся ближе и доступнее культурные центры, школы и поликлиники; модернизируется и расширяется маршрутная сеть московского транспорта. Город берется за сложнейшие инфраструктурные проекты, и исследователи высоко оценили это. В прошлом году в столице были введены БКЛ, МЦД-3, МЦД-4, построена станция метро в аэропорту Внуково — первая в стране. Город активно развивает цифровые сервисы, что имеет большой вес в индексе. Столица обошла Шанхай, Нью-Йорк, Пекин и Токио, — столь высокое место в рейтинге было бы невозможно без постоянных качественных улучшений городской среды», — рассказал директор центра «СИТИ», декан Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
1. Сеул-Инчхон
2. Лондон
3. Берлин
4. Париж
5. Москва
6. Шанхай
7. Санкт-Петербург
8. Нью-Йорк
9. Пекин
10. Токио-Иокогама
Индекс оценивает физическую доступность городских сервисов для жителей. Он показывает, как сбалансированное пространственное развитие и внедрение инноваций в экономику помогает каждому горожанину экономить свое время, что важно при современном быстром темпе жизни. Индекс учитывает разные параметры городского развития, позволяя выделить сильные стороны, определить проблемные области и приоритетные направления городской политики. Такие данные полезны властям разного уровня как для развития самих городов, так и для реализации государственных программ.
Это первый в мире инструмент, позволяющий комплексно оценить комфортность города через призму экономии времени и учесть внутригородскую дифференциацию: он учитывает связь между пространственными, инновационными и технологическими факторами развития. Онлайн-сервисы, сделавшие жизнь горожан комфортнее, а товары — доступнее, невозможны без наличия и должного качества физически существующей инфраструктуры. Не получится заказать такси туда, где нет дороги, маркетплейсом будет неудобно пользоваться, если до пункта выдачи сложно добраться, а отдаленность ресторанов и «дарксторов» напрямую влияет на скорость доставки еды и продуктов.
Для расчета показателей в составе индекса широко использовались открытые статистические и пространственные данные, включая спутниковые снимки и результаты их обработки. Границы агломераций для исследования выделены методом многофакторного пространственного анализа на основе данных о распределении плотности населения, плотности застройки, транспортной доступности. Методика индекса позволяет учесть отдельные потребности разных категорий горожан, меняющиеся в зависимости от образа жизни, семейного положения и уровня доходов. Итоговый рейтинг основан на следующем наборе показателей, сгруппированных в два блока.
Блок «Пространственное развитие»: уровень полицентричности; функциональное разнообразие пригородов; связность дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры; разнообразие морфотипов застройки; доступность зеленых зон.
Блок «Технологическое развитие»: развитие шеринговых сервисов, такси и доставки; развитие государственных услуг; научный и культурный потенциал.
1. Берлин
2. Париж
3. Санкт-Петербург
4. Милан
5. Москва
6. Буэнос-Айрес
7. Лондон
8. Нью-Йорк
9. Рио-де-Жанейро
10. Дели
Москва заняла четвертое место в мире по научному потенциалу, уступив лишь Токио, Лондону и Сеулу. По культурному потенциалу Москва и Санкт-Петербург вошли в топ-5 городов, опередив, например, Лондон и Нью-Йорк.
Санкт-Петербург также признан самым полицентричным городом мира. Москва занимает шестое место по этому показателю, уступая Парижу, Милану, Лондону и Тегерану.
Российские столицы также лидируют по уровню функционального разнообразия пригородов: Москва стала лидером, а Санкт-Петербург замкнул «тройку» агломераций по этому показателю. Уровень доступности зеленых зон в них также один из самых высоких — оба города вошли в десятку лидеров и по этому показателю.
1. Париж
2. Берлин
3. Москва
4. Лондон
5. Санкт-Петербург
6. Сеул-Инчхон
7. Шеньчжэнь
8. Токио-Иокогама
9. Гуанчжоу-Фошань
10. Пекин
Исследователи отметили высокий уровень развития общественного транспорта в российских городах: Москва и Санкт-Петербург входят в пятерку мировых лидеров, обойдя Сеул, Токио, Пекин.
В состав консорциума исследователей вошли Южно-Китайский технологический университет, Академия общественных наук Гуанчжоу, Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций («СИТИ»), Глобальный университет им. О.П. Джиндала. В рамках рейтинга были проанализированы 100 крупнейших агломераций мира, из которых 30 вошли в финальный рейтинг.
Консорциум продолжает пополняться новыми исследовательскими командами — инициаторы проекта поставили перед собой задачу сделать индекс международно признанным инструментом для оценки городского развития и комфортности среды для жителей. Координирует работу консорциума Гуандунский союз по научно-техническому сотрудничеству со странами СНГ (Китай).
Полная версия рейтинга опубликована на сайте проекта. Рейтинг по городам БРИКС+ был успешно представлен командой консорциума на BRICS Innovation Forum в Москве и на Глобальном форуме мэров в Гуанчжоу.