На площадке онлайн-марафона «Ночь выборов» обсудили стратегии кандидатов

На площадке онлайн-марафона «Ночь выборов» прошел круглый стол

Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

На площадке онлайн-марафона «Ночь выборов» прошел круглый стол, где обсудили основные стратегии избирательных кампаний кандидатов в президенты. Эксперты поговорили о позициях претендентов на роль главы Российской Федерации, обозначили основные задачи, которые стояли перед кандидатами и оценили эффективность избирательных стратегий.

Модератор дискуссии, Евгений Минченко, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), обозначил, что в этом году было зафиксировано рекордно малое количество нарушений и претензий со стороны наблюдателей. Главная задача каждого кандидата — цифра в итоговом протоколе. «Избирательная стратегия Владимира Владимировича — лидерская стратегия удерживать большинство и добирать за счёт неочевидных электоральных групп». Спикер выделил несколько типов избирательных стратегий кандидатов: лидер, который действует с фокусом на победу и удержание большинства, кандидат, который претендует на второе место и стремится атаковать лидирующего претендента, нишевые кандидаты, заинтересованные в том, чтобы захватить свободный сегмент электората, а также четвертый тип, в рамках которого кандидат стремится получить даже самую минимальную поддержку», — отметил эксперт.

В свою очередь, Владимир Шаповалов, доцент кафедры сравнительной политологии Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО), председатель Совета по профессиональному образованию Российской ассоциации политической науки, отметил, что избирательная кампания действующего президента Российской Федерации выходила далеко за рамки кампании: в ней наблюдалось не только стремление сохранить и нарастить электорат, но и реализовать идеи, которые формируют стратегию будущего развития страны. Эксперт также охарактеризовал механику работы стратегий избирательной кампании кандидатов: «Действительно, у нас один кандидат боролся за лидерство, трое за второе место. Нишевые кандидаты, все 3 кандидата, боролись за вторую позицию. КПРФ, например, до последнего времени не относилась к нишевым партиям. В контексте данной избирательной кампании позиции сравнялись».

Павел Данилин, политолог, директор Центра политического анализа, также охарактеризовал разные стратегии кандидатов.— «Есть солнце, и это солнце, оно светит так, что на его фоне очень сложно увидеть что-то другое, находящееся рядом. Поэтому стратегия кандидатов была в том, чтобы коснуться света. Стратегия Харитонова — не отсвечивать, Даванкова — отсвечивать по максимуму, а у Слуцкого — как-то отсвечивать, но не особо. То есть от другого, уже взошедшего светила, которое пропало и где-то скрылось несколько нет назад. Мы с вами знаем, что свет идет долго. Звезда потухла, а свет еще идет. Слуцкому нужно было свет абсорбировать и протянуть к избирателям», — заявил он.

Он отметил, что одной из ключевых задач кандидатов является преодоление порога в три процента избирателей — достаточное количество голосов обеспечит финансирование партии и заложит фундамент для формирования будущей стратегии партии, что будет особенно актуально для парламентских выборов 2026 года: «Все, что будет дальше, будет вне одного, который не хотел отсвечивать, и будет касаться двоих, которые а отсвечивать хотят», — добавил эксперт.

Участники избирательной гонки демонстрируют трезвый взгляд на собственные итоговые позиции. Данным мнением поделился Сергей Старовойтов, политолог, глава федеральной экспертной сети «Клуб регионов», автор телеграм-канала «Старовойтов о политике». Эксперт отметил, что кандидаты действовали в рамках трех основных контекстов: государственного, международного, а также контекста парламентских выборов 2026 года. В ходе дискуссии эксперт упомянул «парадокс Слуцкого»: «Парадокс заключался в том, что он не хотел быть в этой кампании, его задача — не растерять избирателей Жириновского. Слуцкий сказал: "Мы за молодежь". Это попытка вернуться к идеологии Жириновского». Он также обозначил, что текущая избирательная кампания — это референдум доверия действующему президенту и гонка за второе место.

«На выборы невозможно повлиять, ни информационными, ни военными атаками». Российская Федерация на данный момент достигла суверенитета, несмотря на подобные выпады со стороны Запада, выборы проходят стабильно и без нарушений. Попытки вмешательства показали, что российский народ готов быть единым», — отметил Дмитрий Еловский, генеральный директор коммуникационного агентства «ACTOR». Он также оценил избирательные стратегии кандидатов в президенты: «Все кандидаты от партий хотели занять второе место, но вели себя по-разному, опираясь на свой основной электорат. Даванков единственный, кто здраво оценивал свои перспективы, он старался привлечь избирателей из всех ниш».

По словам Фирдуса Алиева, управляющего директора ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, вице-президента РАПК, партийные кандидаты реализовывали стратегию внутриполитической организации самих партий. «Были ли стратегии у кандидатов второго эшелона — я сильно сомневаюсь. Мне кажется, нужно говорить о реализации стратегии своего политического бытия и потенциального будущего».

Он также выделил позиции кандидатов, претендующих на лидерство в рамках своих партий. «Кандидат Николай Харитонов — это результат внутренней борьбы КПРФ за сохранение лидерства Геннадия Зюганова в контексте сложной внутрипартийной ситуации. Если бы был выдвинут кто-то от молодого поколения, он должен был бы доказать свою самость. Леонид Слуцкий реализовывал не стратегию ради достижения результатов в избирательной кампании, он реализовывал внутрипартийный проект. Кандидат не искал электорат в других нишах, все было по классике Жириновского. Это было обращение к людям из малого и даже мелкого бизнеса, которые выживают в сложных условиях. Это такой электорат "таксистов". На мой взгляд, это стратегия защиты внутрипартийного контура, попытка перестроить партию под себя. Владислав Даванков работал с запросом на новые формы коммуникации с избирателем, с пониманием, что электорат взрослеет, становится более требовательным. Вся стратегии была направлена на то, чтобы пройти мимо ловушек, которые давала повестка, сохранить сложную конструкцию "системного либерала" или "либерального системщика". Это стратегия на формирование и укрепление своего электората на перспективу», — отметил эксперт.

В завершении эксперты пришли к выводу, что стратегии в рамках президентской гонки реализуются внутри кампании референдумного типа, при этом со стороны кандидатов не было «грязи» и информационных выпадов. Явка на выборах президента РФ отражает высокий уровень консолидации общества и гражданского самосознания. Очевидно сплочение российского народа вокруг позиции действующего президента Владимира Путина. Для остальных партий и кандидатов данные выборы выступают скорее подготовкой к электоральному сезону 2026 года.

«Ночь выборов» 2024 — крупнейшая российская экспертная площадка. Трансляция мероприятия доступна во всех странах мира. За эти годы на главной политической экспертной площадке страны выступили более 500 спикеров.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше