По данным мониторингового опроса ВЦИОМ, уровень патриотизма в российском обществе высок как никогда: на сегодняшний день патриотами себя считают 94 процента наших сограждан, в том числе безусловными патриотами — 62 процента (+10 процентных пунктов за последний год), это абсолютный максимум за весь период наблюдений. В целом тренд на «безусловный патриотизм» берет начало осенью 2014 года, когда доля «безусловных» патриотов впервые за долгое время ощутимо превысила долю «скорее» патриотов (48 против 36 процентов).
Одно из очевидных объяснений всплеска патриотизма в обществе в тот период — воссоединение Крыма с Россией. Начало специальной военной операции 2022 года также ознаменовалось приростом «безусловных» патриотов (+8 процентных пунктов с предыдущего замера); вплоть до сегодняшнего дня (дольше, чем когда-либо) таковыми себя считают не менее половины наших сограждан.
Сегодня чувство патриотизма примерно в равной степени разделяют мужчины и женщины (93 и 95 процентов соответственно), молодежь и представители старшего поколения (87 процентов в группе 18-24 лет и 94 процента среди 60+), жители столиц и сел (94 и 95 процентов соответственно)
В ходе мартовского опроса 8 из 10 россиян поделились своим пониманием того, что значит «любить свою Родину» (82 процента). На основе полученных ответов можно выделить следующие три семантических поля. Первое — «Родина — это…» (семья, дом / любовь к семье, забота о близких; место, где родился, где живешь / свой город, край; благополучие / безопасность / благосостояние; дети; природа; Земля; страна/Россия).
Второе — «любить Родину — это …» (гордиться; защищать; вкладываться в развитие, процветание; знать и любить историю, культуру, традиции; жить в ней / не уезжать; быть патриотом; действовать в интересах страны; помогать / поддерживать).
Третье и менее наполненное — «любить Родину — значит обладать определенными качествами» (быть достойным / ответственным; честным и порядочным; верным и преданным). То есть в первом случае высказывания раскрывают понимание того, что для россиян олицетворяет Родину, во втором — что значит ее любить, в третьем — каким человеком для этого надо быть.
Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Основные показатели результативности опроса 4 марта 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8044; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0150; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0948. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:
* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.
** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.
*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.