Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ провел 21-31 мая 2024 года онлайн-опрос жителей Москвы, чтобы выяснить их отношение к электросамокатам на улицах столицы.
Исследование показало, что почти три четверти москвичей относятся к электросамокатам на улицах Москвы негативно: из них 48 процентов «безусловно отрицательно» и 25 процентов – «скорее отрицательно», рассказал Декан Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, директор Центра СИТИ Евгений Михайленко.
Он отметил, что отрицательных оценок оказалось почти втрое больше, чем положительных.
«Нынешняя ситуация не устраивает никого. Отсутствие четких правил и контроля за их соблюдением порождает конфликты, от которых страдают и пешеходы, и водители, и добросовестные самокатчики. Невозможно совместить идущего по тротуару пешехода и несущийся самокат, даже если это 15 километров в час. Как горожанин я обеспокоен этой ситуацией, а как исследователь считаю, что все идет очень медленно, и если что-то принимается — то только полумеры. Я понимаю, что самокаты не запретить полностью, но нужно сделать их безопасными. Нужны действительно эффективные регуляторные меры, которые сохранят здоровье и спасут многие жизни», --отметил Евгений Михайленко.
Безусловно положительно к электросамокатам относятся всего 11 процентов опрошенных.
По мнению 20 процентов москвичей, благодаря электросамокатам по городу стало удобнее передвигаться, при этом 50 процентов опрошенных занимают прямо противоположную позицию. 16 процентов находятся в раздумьях и сохраняют нейтральное отношение.
Больше половины респондентов (55 процентов) считают электросамокаты настоящей угрозой безопасности (в обратном убеждены только 12 процентов). Еще 45 процентов уверены, что этот вид транспорта опасен и для автомобилистов. При этом число решительно настроенных запретить электросамокаты граждан не превысило 40 процентов, а чуть больше трети опрошенных вообще сочли эту меру излишней.
В целом, опрос показал, что большинство жителей столицы (58 процентов) готовы мириться с присутствием электросамокатов на улицах, но главное, чтобы такие поездки осуществлялись исключительно на велодорожках/велополосах. 42 процента призвали снизить предельную скорость этого вида СИМ, а 39 процентов предложили выдавать каждому электросамокатчику документ, который бы подтвердил его знание ПДД. Еще 36 процентов выступили за возрастное ограничение: по их мнению, только с 16 лет допустимо управлять электросамокатом. А 32 процента считают, что лишь совершеннолетние вправе им пользоваться.
По итогам обсуждения эксперты НИУ ВШЭ предложили ряд мер для улучшения ситуации.
В частности, они предлагают пересмотреть поправки в ПДД, которые регламентируют, что относится к СИМ, внести туда и велосипеды, и электровелосипеды. Также они предлагают установить для всех СИМ общие скоростные ограничения, там, где СИМ могут ехать в общем потоке с автомобилями, оставить ограничение скорости до 25 километров в час. В пешеходных зонах ограничить скорость до 10 километров в час, за редким исключением — до 15 километров в час, если речь не идет об оживленных пешеходных улицах.
Также эксперты считают необходимым ввести обязательную регистрацию личных электросамокатов и выдачу идентификационных номеров, что позволит легче отслеживать нарушителей.
По их мнению, следует распространить эти ограничения не только на арендные электросамокаты, но и личные, скорость которых в настоящее время фактически не контролируется.
Кроме того, они предлагают осуществлять мониторинг передвижения электросамокатов с помощью GPS-технологий и камер видеонаблюдения для обеспечения соблюдения правил.
По мнению экспертов, необходимо сформировать рабочую группу из представителей различных структур (в том числе, общественных), заинтересованных в защите прав пешеходов и автомобилистов.
Репрезентативный онлайн-опрос среди жителей Москвы об отношении к электросамокатам проведен Центром СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ 21-31 мая 2024 года. Метод исследования — онлайн-опрос поточным методом (river sampling). Объем выборки — 800 респондентов.
Выборка квотная, стратифицированная по полу и возрасту. Максимально возможная статистическая погрешность не превышает 3,5 процента.