В рамках фестиваля-форума «Российская креативная неделя» прошла дискуссия «Как звучит русская музыка: лучшие мировые стандарты или особый путь?».
Модератор дискуссии директор по коммуникациям Европейской медиагруппы и руководитель пресс-службы артиста SHAMAN Антон Коробков-Землянский заявил, что пока интернет и телевидение сегментировали аудиторию по отдельным нишам, популярная музыка стала той скрепой, которая объединяет народ и формирует общий культурный код.
Музыкальный продюсер фестиваля «Пикник Афиши» Марина Земка рассказала, что с самого начала становления российский шоу-бизнес искал не только заимствования из зарубежных жанров, но и долго выстраивал собственную идентичность.
«Мне кажется, что в современном мире музыкальные жанры вообще не существуют обособленно, а, наоборот, заимствуют друг у друга и взаимно вдохновляются. Так происходит не только у нас, а во всем мире. Например, хип-хоп, который мы считаем исконно американским, уходит корнями в африканскую музыку. В нашу страну жанр пришел в 90-х, но с тех пор успел сформировать свое звучание и свои смыслы, которые работают по совсем иным канонам, нежели его американский "старший брат". И сейчас, спустя 20 лет, появилась новая волна представителей русского рэпа, которые вдохновляются уже не западными коллегами, а русским рэпом нулевых. Как пример визуальной айдентики — те же панельки спальных районов, которые мы можем видеть в клипах артистов совершенно разных жанров», — добавила Марина Земка.
Спикеры сессии согласились с тем, что российская сцена переживает трансформацию и обретает новые голоса, но каждый сделал из этого свои выводы.
По мнению певицы Татьяны Кортуковой, сейчас аудитория ищет опору в фольклоре и истории, и музыка на это откликается. Критик и автор Telegram-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин выдвинул тезис, что слушатели устают от рэпа западной формации, который был на вершинах чартов в последние годы, и заигрывают с новыми жанрами как исконно национальными, так и совершенно новыми из дружественных стран Латинской Америки и Африки.
Преподаватель факультета народных инструментов Гнесинки Александр Селиванов рассказал, что в популярную музыку приходят те тенденции, что есть на академической сцене уже десятки лет, и только мастерская работа с народным наследием может быть интересна на мировой сцене.
Музыкальный редактор радиостанции народной песни «Калина Красная» Сергей Мельников привел в пример основанный на балканской народной музыке сербский «турбо-фолк», который собирает стадионы.
Кирилл Родин из ВЦИОМ благодаря исследованию описал типы слушателей по возрастам, платформам, жанрам, а директор VK Records Виктор Абрамов и Дмитрий Филатов из Filatov & Karas поделились практическими кейсами из своей карьеры.