На Украине пожаловались на дезертирство угрожающих масштабов из рядов Вооруженных сил (ВСУ). По данным Офиса генпрокурора республики, за первое полугодье 2024 года было открыто почти 29,8 тысячи уголовных дел о бегстве военнослужащих, говорится в материале Deutsche Welle (внесено Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов).
Дела возбуждаются по двум статьям: самовольное оставление части и более строгой за дезертирство, по первой открыто 18,6 тысячи производств, по второй — 11,2 тысячи. Это количество уже превысило показатели за весь 2023 год, тогда начали 24,1 тысячи новых расследований, и более чем в три раза больше показателя 2022 года (9,4 тысячи дел). Авторы статьи подсчитали, что из частей сбежал каждый 14-й военный.
Издание ссылается на заявления украинских юристов и военных, которые считают, что эти данные далеки от фактических масштабов проблемы. Офицеры ВСУ связывают самовольное оставление части с низким морально-психологическим состоянием мобилизованных, эмоциональной перегрузкой и истощением из-за отсутствия ротации, недостаточным содействием командования в решении семейных и бытовых проблем.
«Проблема бегства военных из украинской армии приобрела угрожающий масштаб. Не в состоянии наказать дезертиров, власть готова простить их, лишь бы те вернулись в строй», — говорится в статье.
Командование отмечало, что бегство военнослужащих усиливает нагрузку на сослуживцев, оставшихся на передовой, и призывало к ужесточению мер наказания. С февраля 2023 года за отсутствие в части более трех суток украинцам грозит до пяти лет заключения. Однако адвокаты считают, что подобные решения не привели к решению проблемы в силу отсутствия розыска беглецов и адекватного расследования.
Издание пишет, что с апреля в рядах ВСУ пытаются наладить индивидуальный подход и коммуникацию, командиры выясняют причины побега и убеждают вернуться. По негласной договоренности, при возвращении в часть дело против дезертира прекращают.
Ранее стало известно, что на Украине планируют принять закон, позволяющий доносить на дезертиров за вознаграждение. Если закон примут, он будет распространяться исключительно на военнослужащих.