Европе еще только предстоит осознать масштаб проблемы, заявил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин в ответ на предупреждение аналитиков о том, что европейские демократии оказались под давлением со стороны США и крупных технологических компаний извне, а также со стороны ультраправых движений изнутри.
Отдельное внимание аналитики обращают на роль технологических платформ. В частности, миллиардер Илон Маск, по их словам, публично поддерживал немецкую партию «Альтернатива для Германии» через платформу X, а алгоритмы Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) способствуют распространению радикальных взглядов.
«Годами Европе удобнее всего было громко кричать с трибун, указывая пальцем на Россию, и тем самым зарабатывать политические очки. Это работало как для рейтингов отдельных политиков, и для простых объяснений сложных проблем», — прокомментировал Немкин.
По его мнению, пока Европа была занята этой риторикой, внутри происходило ровно то, о чем в России постоянно говорят и всеми силами избегают: цифровые «клещи» США медленно, но верно сжимались.
«В итоге наша страна вошла в тройку стран, которые обладают всей полнотой цифрового суверенитета», — подчеркнул парламентарий.
Эксперт РОЦИТ Вадим Ампелонский в свою очередь заметил, что Европа добровольно отказалась от построения собственного, конкурентоспособного цифрового пространства в обмен на удобство и кажущуюся безопасность в рамках трансатлантического партнерства.
«Результат налицо: рынки соцсетей, облачных вычислений, поиска, мобильных операционных систем и даже критической цифровой инфраструктуры контролируются компаниями, юридически и идеологически подчиненными юрисдикции и политическим интересам США», — пояснил Ампелонский.
Теперь, по словам эксперта, ЕС оказался в ловушке: его реальные инструменты для ослабления доминирования США крайне ограничены в условиях, когда собственные полноценные аналоги отсутствуют, а альтернативы (китайские или российские) политически неприемлемы для европейского истеблишмента.
«В европейской ситуации есть важный урок для остального мира. Цифровой суверенитет нельзя делегировать или поделить с более сильным партнером. Он требует последовательной, долгосрочной и зачастую протекционистской политики по развитию национальных компетенций и инфраструктуры», — заключил Вадим Ампелонский.
