В феврале будущего года 100-летний юбилей отмечает уникальный памятник истории и культуры Марфо-Мариинская обитель Милосердия, построенная на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны. После распоряжения правительства Москвы от 15 мая 2007 года вялотекущая реставрация приобрела стратегический городской масштаб. Скорое чудесное преображение обители 24 сентября показали журналистам.
Покровский храм._ Работа архитектора Щусева – творение удивительное, странное, затейливое. Он появился в 1912 году и представляет собой симбиоз псковско-новгородского зодчества и стиля модерн, соединив уют небольших приходских церквей с масштабностью светской архитектуры. Фото начала XX века.
Приемные покои_ - здесь Великая княгиня Елизавета Федоровна принимала посетителей. Исследователи и реставраторы, чтобы восстановить интерьеры, использовали исторические материалы, в том числе эту фотографию начала XX века.
В здании Покровского храма_ с 1945 года размещался Художественно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря. Когда приспосабливали здание под мастерские, то в нижнем этаже сделали туалеты, а в помещении усыпальницы оборудовали технический узел. Сейчас сложно представить, в каком жутком состоянии храм был возвращен Православной церкви.
Соответствуют ли новые купола_ подлинникам? Этот вопрос на раз поднимался реставраторами. Если сравнить современный вид Покровского храма и фотографии начала XX века, то сомнений не останется. Именно такую вытянутую причудливую форму и придумал Щусев.
На этой скамейке_ любила сидеть Великая княгиня Елизавета Федоровна. Настоятельница Наталья Молибога считает, что законченный облик храму придает резьба по белому камню мастера Тaмонькина.
Интерьер Покровского храма_ объединяет эстетику древнерусского зодчества со стилем модерн, для которого характерны плавные формы и цветочные орнаменты. Но все же главная достопримечательность – это фрески художника Нестерова.
Фрески Павла Корина_, расписавшего крипту, были сильно повреждены водой, но специалистам удалось остановить необратимый процесс. После гидроизоляции помещения идет реставрация, которая открыла взору журналистов фантастических птиц.
В ходе реставрационных работ_ под постройкой, напоминающей сарай, была обнаружена часовня-покойницкая. Она была выполнена в том же стиле, что и Покровский храм и сторожка. Здание уже восстановлено.
Интерьер приемной Елизаветы Федоровны_ был восстановлен с исторической дотошностью – детали и декор восстанавливали по сохранившимся фрагментам и фотографиям. Отреставрированные покои в ближайшее время станут музеем.
На территории обители_ во время строительства выросла странная постройка, которая оказалась стоянкой для автомашин и экскурсионных автобусов. Что имели в виду проектировщики? То ли конструктивизм, то ли античный ордер…
Общежитие сестер милосердия_, построенное в 1911 году архитектором Челищевым при непосредственном участии Елизаветы Федоровны, по сведениям института "Спецпроектреставрация", сохранилось на 80-90 процентов. Но проект приспособления "Моспроекта-3" не предполагал сохранения многих исторических деталей. Проверить сведения не удалось – пресс-тур не включал посещение этого объекта.
На уровне второго этажа_ между зданием больницы и амбулатории существовал переход, авторство которого приписывают Щусеву. В августе прошлого года переход был демонтирован. Комиссия из Россвязьохранкультуры выписала административный штраф строительной фирме и оставила предписание – восстановить объект. Как оказалось позже, предписание имело уведомительный характер.
На территории обители_ около 10 построек, все являются памятниками архитектуры. Строение слева – домовая церковь Марфы и Марии, справа – покои Елизаветы Федоровны.
Иконостас домовой церкви_ Марфы и Марии. В 2000 году, когда сюда пришла первая волна реставраторов, здание было в аварийном состоянии. Хотя инженерное решение стянуть стены металлическим каркасом оспаривалось, строение удалось спасти.
Историческая территория_ обители значительно уменьшилась. Хотя благодаря московским властям соседние институты немного потеснились, от вида новостроек никуда не деться.