В 2014 году Панамскому каналу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны, исполнится 100 лет. По недавним оценкам панамских властей, он генерирует около восьми процентов ВВП страны. Сейчас на канале ведутся работы по реконструкции, после которых его пропускная способность увеличится. Параллельно о строительстве собственных «дублеров» Панамского канала задумываются и другие государства: Никарагуа и Колумбия. «Лента.ру» решила посмотреть, как строился Панамский канал.
Фото: AFP
Протяженность Панамского канала составляет почти 82 километра. На двух путях канала расположены шлюзы, рассчитанные на суда шириной не более 32,3 метра и дедвейтом не более 65-80 тысяч тонн.
Фото: AFP
В среднем судам требуется для прохождения по каналу 7-8 часов, минимум четыре часа. Максимальная пропускная способность канала составляет 48 судов в сутки.
Фото: AFP
Первой компанией, начавшей строительство Панамского канала, стала французская Compagnie Universelle du Canal Interoceanique, основанная дипломатом виконтом Фердинадом де Лессепсом. Последний также являлся организатором строительства Суэцкого канала. Церемония закладки Панамского канала состоялась в 1880 году, а работы начались год спустя.
Фото: AFP
Однако фирма Лессепса потерпела неудачу: на работы потребовалось больше средств, чем планировалось, а среди рабочих началась эпидемия малярии и желтой лихорадки. По некоторым оценкам, на строительстве канала погибли около 20 тысяч человек.
Фото: AFP
В 1889 году Compagnie Universelle du Canal Interoceanique была распущена. За восемь лет работы компании было потрачено около 287 миллионов долларов и прорыто 18 километров канала.
Фото: AFP
В начале 1900-х годов проектом канала заинтересовались США. В 1902 году Конгресс одобрил выкуп прав на проект у французов примерно за 40 миллионов долларов.
Фото: AFP
Строительные работы были возобновлены американцами в 1904 году. За первый год работы над проектом США потратили на него 128 миллионов долларов, но продвинулись не сильно из-за бюрократических препон и болезней среди рабочих.
Фото: AFP
Однако с малярией и желтой лихорадкой американцам удалось справиться благодаря борьбе с разносчиками болезней: москитами. Только на противомоскитные сетки было потрачено 90 тысяч долларов.
Фото: AFP
К моменту окончания всех работ по строительству канала общая их стоимость превысила 630 миллионов долларов.
Фото: AFP
Первое судно, американский «Анкон», прошло через канал в 1914 году. Официальное открытие канала состоялось в июне 1920 года.
Фото: AFP
Новости о первом судне, прошедшем через Панамский канал, оказались вовсе не на передовицах газет. Первые страницы изданий были посвящены вторжению германских войск на территорию Бельгии.
Фото: AFP
Благодаря каналу путь грузовых судов значительно уменьшился, так как им не нужно огибать Южную Америку. Например, судно, идущее из США в Японию, экономит 4,8 тысячи километров, а из Нью-Йорка в Сан-Франциско путь сокращается более чем на 14 тысяч километров.
Фото: AFP
С момента открытия Панамского канала через него прошло, по разным оценкам, свыше 800-900 тысяч судов. За проход по каналу панамские власти взимают плату в зависимости от размера судна. Ежегодно канал приносит Панаме более миллиарда долларов.
Фото: Teresita Chavarria / AFP
В 2006 году жители Панамы на референдуме одобрили проект расширения Панамского канала. Общая стоимость проекта оценивается в 5,25 миллиарда долларов. Работы проведет консорциум Grupos Unidos por el Canal, основным участником которого является испанская строительная компания Sacyr Vallehermoso.
Фото: Demostenes Angel / AFP
На новом, третьем пути канала будут установлены шлюзы шириной до 55 метров. Это позволит каналу пропускать крупнотоннажные грузовые суда, в том числе танкеры с нефтью, идущие из Венесуэлы в Китай.
Фото: Elmer Martinez / AFP
Ожидается, что после реконструкции пропускная способность канала возрастет до 18,8 тысячи судов в год, или более 50 в сутки. К 2025 году доходы панамского бюджета от канала должны увеличиться до 4,3 миллиарда долларов в год.
Фото: AFP
Через канал проходит около четырех процентов от совокупного объема мировых грузоперевозок. Среди основных грузов, транспортирующихся по каналу, — зерно, сталь, уголь, нефтепродукты, удобрения.
Фото: Jaime Saldarriaga / Reuters
Крупнейшие страны-пользователи канала: США, Китай, Япония, Чили, Южная Корея, Перу, Канада, Эквадор, Колумбия, Мексика.
Фото: Teresita Chavarria / AFP
В Колумбии и Никарагуа тоже стали задумываться о постройке аналогов Панамского канала. Так, колумбийские власти в 2011 году обсуждали с Китаем сооружение железной дороги от тихоокеанского побережья Колумбии до нового города около Картахены на берегу Карибского моря.
Фото: Elmer Martinez / AFP
Предполагалось, что длина этого «сухого канала»составит 220 километров. О стоимости магистрали не сообщалось, но президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявлял, что проект «имеет смысл».
Фото: Rodrigo Arangua / AFP
В 2012 году о намерении построить альтернативу Панамскому каналу объявили власти Никарагуа. Стоимость проекта оценивалась в 30 миллиардов долларов.
Фото: Alberto Lowe / Reuters
В начале июня 2013 года стало известно, что аналог Панамского канала в Никарагуа построит китайская компания. Название компании и подробности контракта с ней не разглашаются. Стоимость проекта на данном этапе оценивается уже в 40 миллиардов долларов.
Фото: Juan Jose Rodriguez / AFP
Глубина никарагуанского канала должна составить 22 метра, ширина — 60 метров, а протяженность достигнет 286 километров.
Фото: Rodrigo Arangua / AFP
Ожидается, что по каналу в Никарагуа смогут ходить суда дедвейтом до 250 тысяч тонн. Панамский канал после расширения сможет пропускать суда вдвое меньшего тоннажа.