В ночь на 14 января 2012 года неподалеку от берегов Италии затонул пассажирский лайнер «Коста Конкордиа». В сентябре 2013 года начался подъем судна, который уже сейчас обещает стать одной из самых дорогих операций такого рода в истории — по некоторым данным, стоимость работ составляет около 800 миллионов долларов. «Лента.ру» вспомнила о других уникальных операциях, связанных с подъемом затонувших судов (как надводных, так и подводных).
Фото: Darrin Zammit Lupi / Reuters
«Коста Конкордиа» была построена в 2006 году. На тот момент лайнер входил в десятку крупнейших круизных лайнеров в мире. Судно насчитывало 15 палуб, 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, казино и 1450 кают, рассчитанных на 3700 пассажиров.
Фото: Reuters
В ночь на 14 января 2012 года во время маневрирования неподалеку от Палермо судно налетело на риф и начало тонуть. В результате крушения 30 человек погибли, а частично затонувший лайнер был признан непригодным для спасения.
Фото: Tony Gentile / Reuters
В сентябре 2013 года «Коста Конкордиа» была поднята в вертикальное положение. До весны она простоит у острова Джильо, после чего ее отбуксируют в порт и разберут на металлолом. Стоимость операции, по некоторым данным, составляет около 800 миллионов долларов — рекорд для гражданского судна.
Фото: А. Страшнов / архив РИА Новости
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А затонула приблизительно 7-8 марта (точная дата неизвестна) 1968 года в северной части Тихого океана на глубине около 5,6 километра. Все 98 членов экипажа погибли.
Фото: starmedia.com
В 1974 году ЦРУ инициировало «Проект Азориан» с целью поднять (возможно, частично) советскую подлодку. Операция выполнялась под прикрытием геологических работ. Ее стоимость с поправкой на инфляцию составляла 3,7 миллиарда долларов — абсолютный рекорд даже для военных кораблей.
Фото: US Navy
Главной составляющей проекта стало судно «Гломар Эксплорер» со специальной прорезью в центре и специальной системой подъемников. Во время подъема К-129 переломилась пополам, и американцам досталась только носовая часть лодки.
Фото: vasamuseet.se
Шведский боевой корабль «Ваза» был спущен на воду летом 1628 года. Судно получило название в честь правившей тогда королевской династии. Из-за ошибок при проектировании корабль затонул во время первого же выхода из гавани.
Фото: vasamuseet.se
В XVII веке предлагалось несколько вариантов подъема корабля. Все они закончились тем, что на поверхность были подняты дорогостоящие бронзовые пушки (53 из 64).
Фото: Anders Wiklund / Scanpix / Reuters
В 1961 году «Ваза» была поднята на поверхность с глубины 32 метров. Корабль стал одним из старейших, поднятых со дна в хорошем состоянии. Вокруг него построили музей, ставший одним из самых посещаемых в Стокгольме.
«Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Затонул 12 августа 2000 года. Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа, но оказались безуспешными. Все 118 членов экипажа погибли.
Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости
По официальной версии, подлодка погибла в результате взрыва учебной торпеды. Ее корпус погрузился на дно на глубине 108 метров.
Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС
Подъем «Курска» стал первой операцией по подъему атомной подводной лодки с большой глубины. Работы были завершены 22 октября 2001 года, их стоимость составила 65-130 миллионов долларов.
Фото с сайта gwpda.org
После окончания Первой мировой войны немецкий Флот открытого моря (Hochseeflotte) подлежал интернированию. Пока союзники решали, что с ним делать, суда находились на британской базе в бухте Скапа-Флоу.
Фото с сайта gwpda.org
21 июня 1919 года корабли флота под руководством адмирала Людвига фон Ройтера вышли в гавань и открыли кингстоны. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль, 3 легких крейсера и 14 миноносцев были выброшены на мель. Еще четыре миноносца остались на плаву.
Фото с сайта gwpda.org
В период с 1922 по 1939 год было поднято 45 из 52 затонувших кораблей. Это считается крупнейшей операцией такого рода в истории. Подъем осуществлялся преимущественно компанией Cox & Danks Ltd & Metal Industries Ltd. Все корабли позже были разобраны на металлолом.