В серии фотогалерей о религиозных практиках мира «Лента.ру» уже рассказывала про особенности католического культа в Латинской Америке и про коптов Египта. В этот раз речь пойдет об отношениях с потусторонним миром чернокожих жителей Карибских островов и Латинской Америки. Их синкретические культы являются уникальными сплавами исконных африканских религий с христианством, а в некоторых случаях и с верованиями индейцев.
Поскольку рабы являлись представителями разных африканских народов, они первоначально придерживались собственных религиозных обычаев и представлений. Со временем эти взгляды инкорпорировались в некий единый комплекс, в котором до сих пор различимы исходные верования.
Разнообразию афроамериканских культов, коих насчитываются десятки, способствовала и географическая разобщенность между общинами потомков африканских рабов. «Лента.ру» выбрала пять религий, чтобы продемонстрировать многообразие синкретических верований, которые до сих пор играют значительную, хотя и не афишируемую роль в жизни общества.
Фото: Ricardo Moraes / Reuters
Бразильский культ умбанда имеет, по разным данным, от полумиллиона до миллиона приверженцев. Он был основан в начале XX века в Рио-де-Жанейро группой поклонников французского спиритуалиста Аллана Кардека, чтобы осовременить разнообразные афроамериканские культы, бытовавшие в бразильской провинции.
Фото: Christophe Simon / AFP
Умбанда, бывший изначально культом бедняков афробразильского происхождения, со временем распространился на соседние страны, в том числе Уругвай и Аргентину. Сочетание спиритизма, католицизма и африканских традиций породили причудливую смесь, в которой сплелись воедино поклонение мертвым, вера в реинкарнацию и кармический закон.
Фото: Pilar Olivares / Reuters
Пантеон умбанды состоит из верховного творца Олорума и восьми основных божеств, которые называются ориша. Под руководством каждого ориша действует сонм духовных сущностей, а также множество духов, подразделяющихся на чистых, добрых и темных.
Фото: Matilde Campodonico / AP
Наибольшей популярностью у верующих пользуются ориши Огун и Йеманджа. Огун отождествляется с христианским святым Георгием и является защитником людей, не брезгующим прибегать к грубой силе. Его священным цветом считается зеленый.
Фото: Ricardo Moraes / Reuters
Истоки поклонения Огуну находятся в религии народа йоруба, проживающего в Нигерии и Бенине. Его божественными атрибутами являются мачете, ром и табак.
Фото: Felipe Dana / AP
Морская богиня Йеманджа воплощает женскую сторону творения. Ей соответствует ультрамариновый цвет. В новогоднюю ночь массовая церемония поклонения Йеманджи проходит на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
В умбанде нет сексуальной дискриминации в отношении жречества: проводить обряды и возглавлять общины могут как мужчины, так и женщины.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
Обряды умбанды зачастую включают использование африканских барабанов конга и хоровое исполнение ритуальных песен. С помощью звуков и различных подношений в виде кашасы, сигарет и попкорна, члены культа пытаются завоевать благосклонность добрых духов и божеств, которые, по их мнению, постоянно присутствуют в жизни людей.
Фото: Nacho Doce / Reuters
Отдельным обрядом является вхождение в транс, с помощью которого верующие переселяются в души рабов, родившихся в Африке, но умерших в Бразилии. Достичь подобного состояния обычно удается с помощью табака и алкоголя. Верующие тогда ощущают себя единым целым с душами предков, а также притворяются в ритуальных целях проститутками и пьяницами.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
Отличительной чертой умбанды в сравнении с другими афроамериканскими культами является то, что ее приверженцами является значительное число белых латиноамериканцев.
Фото: Andrea De Silva / Reuters
На карибском острове Тринидад развился культ духовных баптистов, необычность которого заключается в том, что он является сплавом африканских верований и протестантизма. Сами приверженцы культа считают себя христианами. Их также называют крикунами (shouters), потому что во время религиозных церемоний они громко хлопают в ладоши и издают пронзительные звуки.
Фото: Andrea De Silva / Reuters
Баптизм на Тринидад завезли потомки африканских рабов, сражавшихся на стороне Великобритании в войне с США. После поражения империи их поселили на карибском острове. Духовные баптисты зачастую одновременно исповедуют и еще один афроамериканский культ, известный как шанго или тринидадский ориша, который является прямым наследником верований народа ойо из современной Нигерии.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
В отличие от придуманной умбанды кандомбле появилась как религия в середине XVI века на северо-востоке Бразилии. Ее начали практиковать африканские жрецы, привезенные вместе с рабами. Поскольку рабов набирали в разных местах атлантического побережья Африки, то это отразилось на пантеоне божеств кандомбле и на языках, используемых в ритуалах.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
Базовыми религиями для кандомбле являются верования народа йоруба из современной Нигерии, бантуязычных племен ангольского побережья и группы народностей из Западной Африки, населявших древнее королевство Дагомея.
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
Одним из самых популярных духов в кандомбле считается Ошоси — ориша охоты. Он с одной стороны ассоциируется с индейскими духами амазонских дождевых лесов, а с другой — с христианскими святыми Себастьяном, Георгием или Норбертом.
Фото: Reuters
На Кубе привезенные из Африки рабы к XIX веку создали религию сантерия. Это название, по мнению ее приверженцев, имеет уничижительный оттенок, поэтому сами они называют свой культ лукуми (ударение на последнем слоге).
Фото: Desmond Boylan / Reuters
Официально Куба является светским государством, хотя почти 60 процентов населения причисляют себя к католикам. Сантерия после революции 1959 года была запрещена, однако впоследствии власти стали закрывать глаза на странные духовные практики чернокожего населения.
Фото: Javier Galeano / AP
Как и в других синкретических религиях Карибского региона и Южной Америки, в сантерии африканские божества отождествляются с католическими святыми. Тем не менее, в обрядах и ритуалах христианских черт практически не наблюдается.
Фото: Desmond Boylan / Reuters
В сантерии распространены элементы спиритизма, в ходе которых вызываются духи-ориша, способные «рассказать», как следует поступить в той или иной ситуации.
Фото: Desmond Boylan / Reuters
Приверженцы сантерии не чураются христианской символики и не противопоставляют себя христианам. Напротив, жрецы культа не только являются ревностными католиками, но и требуют от своих последователей пройти обряд крещения.
Фото: Ismael Francisco / AP
Вместе с тем в сантерии практикуются жертвоприношения. В качестве жертвенных животных обычно выступают куры, козлы и бараны. Считается, что их кровь помогает обрести духовную и физическую силу. Кровь употребляют как в чистом виде, так и с соком или в составе настоев, изготовляемых знахарями.
Фото: Jorge Saenz / AP
Самым знаменитым из афроамериканских синкретических культов является гаитянское вуду. В массовой культуре эта религия известна черной магией и ходячими мертвецами-зомби.
Фото: Eduardo Munoz / Reuters
На Гаити (речь идет о западной части одноименного острова — бывшей французской колонии) вуду практически не вобрало в себя сколько-нибудь значимые элементы христианства и представляет собой смесь духовных практик нескольких западноафриканских народов. В Гане, Бенине и Того вуду под местным названием водун имеет статус признанной государством религии.
Фото: Thony Belizaire / AFP
Как и в сантерии, в вуду практикуются кровавые жертвоприношения духам лоа, которые делятся на отдельные семьи, отвечающие за определенную сферу деятельности. Одним из самых известных лоа является Барон Самди (Барон Суббота). Ему посвящен праздник мертвецов, во время которого его почитатели пьют ром и устраивают пляски на кладбище. Барон Самди, а также его инкарнации — Барон Кладбище, Барон Крест и Барон Уголовник — входят в семейство духов Гебе, члены которого отвечают за аспекты, связанные со смертью, рождением и сексуальностью.
Фото: Eduardo Munoz / Reuters
За магию в вуду отвечают колдуны, которых называют бокор. Они являются служителями духов лоа. Именно бокорам приписывают возможность превращать человека в зомби. Только в вуду речь идет не об ожившем трупе, а о живом человеке, которого с помощью дурманящего настоя заставляют выполнять приказы колдуна.
Фото: Eitan Abramovich / AFP
Непосредственно ритуалы в вуду проводят жрецы, именуемые унган, или жрицы — мамбо. Ими становятся люди, выбранные духами предков и духами-лоа во время впадения в транс. Считается, что жрецы вуду владеют навыками белой магии, с помощью которой они охраняют своих подопечных от злых чар.