Национальная ассамблея Венесуэлы предоставила президенту страны Николасу Мадуро особые полномочия, позволяющие ему в течение года единолично принимать законодательные декреты. Добившись этого права, Мадуро продемонстрировал преданность идеалам своего предшественника Уго Чавеса, стремившегося к максимальной концентрации власти в государстве.
Помимо своих авторитарных лидеров Венесуэла также известна самыми большими запасами нефти в мире, наличие которых, впрочем, не способствовало ее превращению в страну всеобщего благоденствия. Достижению экономического процветания должна была способствовать социалистическая модель экономики, которую внедрил еще Чавес, однако ее успехи оказались довольно скромными.
Фото: Leo Ramirez / AFP
Первыми европейцами, достигшими побережья Венесуэлы, стали члены третьей экспедиции Христофора Колумба, организованной на средства испанской короны. До северной оконечности Южной Америки, где ныне расположена Венесуэла, они добрались в 1498 году.
Фото: Ariana Cubillos / AP
Через год, в 1499 году, в Венесуэле побывала еще одна испанская экспедиция под командованием Алонсо де Охеды, в прошлом спутника Колумба. По одной из версий, именно тогда будущая страна получила свое название, которое ей дал навигатор экспедиции итальянец Америго Веспуччи (позднее его именем назовут оба американских континента).
Фото: Juan Barreto / AFP
Считается, что одно из местных поселений напомнило Веспуччи Венецию, и он назвал поселок Венецьола (Veneziola), то есть «Маленькая Венеция». Со временем под влиянием испанского языка слово трансформировалось, превратившись в итоге в Венесуэлу. Впрочем, существует и иная теория, согласно которой слово Венесьюэла было самоназванием одного из местных индейских племен.
Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters
Активная колонизация Венесуэлы испанцами началась в 1522 году. Этому предшествовало подписание в 1493 году папой Римским Александром VI (выходцем из испанского рода Борджиа) нескольких булл, давших Испании и Португалии права на земли в Новом свете.
Фото: Leo Ramirez / AFP
Правда, поначалу колонизацией фактически руководили не сами испанцы, а немцы под предводительством главы знатного рода из Аугсбурга Варфоломея Вельзера. Право исследования и освоения территории Венесуэлы семья получила в благодарность от императора Карла V, которому Вельзеры в бытность его королем Испании помогли занять престол Священной Римской империи.
Фото: Jorge Silva / Reuters
Впрочем, из-за чрезмерной жестокости немцев, а также из-за того, что они пренебрегали своими обязанностями, занимаясь вместо этого поисками мифической страны Эльдорадо, в 1546 году руководство колонией перешло к испанцам.
Фото: Сергей Карпухин / Reuters
Несмотря на то что вскоре в Венесуэле начали добывать золото, самым доходным видом экономической деятельности в регионе стало скотоводство, а с XVIII века — выращивание какао.
Фото: Jorge Silva / Reuters
К началу XIX века Венесуэла (на тот момент — генерал-капитанство Венесуэла, входившее в состав испанского вице-королевства Новая Гранада) представляла собой один из главнейших интеллектуальных центров Южной Америки. В столице территории — городе Каракас, заложенном еще в 1527 году, — с 1721 года действовал собственный университет с достаточно прогрессивной программой.
Фото: Juan Barreto / AFP
В 1810 году после свержения Наполеоном испанской монархии контроль Мадрида над колониями был ослаблен, и в венесуэльском генерал-капитанстве началась гражданская война. В ряде провинций, в том числе в Каракасе, испанские губернаторы были смещены, их места заняли представители мятежников.
Фото: Jorge Silva / Reuters
Изначально революционеры провозгласили себя представителями свергнутого испанского короля Фердинанда VII, однако в 1811 году они объявили о создании независимой республики. Ее учреждение поддержали семь из десяти венесуэльских провинций. Однако новое государство продержалось всего год: под натиском испанских войск и роялистов сторонники республики потерпели поражение.
Фото: Jorge Silva / Reuters
В 1813 году война за независимость возобновилась. Во главе республиканцев встал ярый противник роялистов Симон Боливар, один из создателей первой венесуэльской республики. Для участия в войне в 1812 году Боливар вернулся с Кюрасао, куда он отправился после поражения от испанцев. Войска он набрал в Соединенных провинциях Новой Гранады — еще одной мятежной испанской территории в Южной Америке, границы которой сходны с нынешней Колумбией.
Фото: Juan Barreto / AFP
Взяв Каракас, Боливар объявил о восстановлении венесуэльской республики и встал во главе ее военного правительства. Однако успех быстро обернулся провалом, так как против республиканцев выступили простые жители Венесуэлы, не пожелавшие отказываться от испанского подданства. В итоге власть Мадрида в Южной Америке была частично восстановлена, а сам Боливар в 1814 году был выслан его же собственными соратниками.
Фото: Jorge Silva / Reuters
Однако, заручившись поддержкой добившегося независимости Гаити, Боливар вскоре вернулся в Венесуэлу. Оккупировав ее восточную часть, в 1818 году революционеры объявили о повторном восстановлении республики. А уже через год собранные Боливаром войска в битве под Боготой нанесли армии роялистов решающий удар и дали толчок финальному этапу освобождения испанских колоний в Южной Америке.
Фото: Jorge Silva / Reuters
После победы над сторонниками испанской короны революционеры объявили об объединении Венесуэлы и Новой Гранады в Великую Колумбию, в 1823 году окончательно сломив сопротивление роялистов. Полностью самостоятельным государством Венесуэла стала в 1830 году, когда вышла из состава Великой Колумбии.
Фото: Jorge Silva / Reuters
После обретения независимости в XIX и XX веках в Венесуэле не раз происходили перевороты, по итогам которых страна оказывалась под властью диктаторов. Наиболее известными из них были Сиприано Кастро (1899-1908), Хуан Висенте Гомес (с перерывами находился у власти с 1908 по 1935 год) и Маркос Перес Хименес (1952-1958).
Фото: Carlos Garcia / Reuters
Самым же известным венесуэльским президентом (и одним из самых известных авторитарных лидеров в мире) стал Уго Чавес, пришедший к власти в 1999 году и остававшийся во главе государства до самой своей смерти в 2013-м. Объявив главным чаянием стремление ко всеобщему благу и равноправию, Чавес подчеркнул патриотичность собственных устремлений, переименовав страну в Боливарианскую республику Венесуэла.
Фото: Jorge Silva / Reuters
После кончины Чавеса пост президента занял его бывший заместитель Николас Мадуро, которого президент официально провозгласил своим преемником. По мнению оппозиции, на этот пост Мадуро был избран в результате масштабных подтасовок.
Фото: Jorge Silva / Reuters
Недостаток харизмы, бывшей в избытке у Чавеса, новый глава государства компенсировал изрядной экстравагантностью поступков, которые в основном сводятся к рассказам о встречах с духом его предшественника.
Фото: Desmond Boylan / Reuters
Основой экономики Венесуэлы, состоящей в ОПЕК, является нефтедобыча, доходы от которой составляют более 90 процентов всей экспортной выручки. Залежи нефти, считающиеся самыми большими в мире (297,7 миллиарда баррелей), были обнаружены в 1910-х годах. Как свидетельствуют данные Управления США по энергетической информации, по объему добычи и экспорта нефти, которые в 2012 году составили 2,5 и 1,26 миллиона баррелей в день, страна занимает 13-е и 9-е места в мире соответственно.
Фото: Leo Ramirez / AFP
В целом экономика Венесуэлы основана на социалистической модели, которая была введена с приходом к власти Чавеса. По мнению экспертов, продемонстрированные результаты сложно толковать однозначно. С одной стороны, увеличение госрасходов на социальную сферу привело к сокращению масштабов бедности, улучшению доступа населения к медицине, повышению уровня грамотности. С другой стороны, попытка установить над экономикой жесткий государственный контроль, в том числе за счет национализации предприятий, спровоцировала отток иностранного капитала и общий спад производства.
Фото: Leo Ramirez / AFP
Впрочем, вне зависимости от экономической модели темпы роста ВВП в Венесуэле за последние десятилетия никогда не были стабильными: этот показатель то сокращался почти на 9 процентов, как это было в 1989 и 2002 годах, то увеличивался более чем на 18 процентов, как в 2004-м. Кроме того, долгое время власти ничего не могли поделать с высокой инфляцией.
Фото: Ariana Cubillos / AP
По сведениям ЦРУ, в 2012 году объем ВВП Венесуэлы на душу населения (по паритету покупательной способности) составил 13,3 тысячи долларов — по этому показателю страна оказалась на 97-м месте в мире. Для сравнения, в России тот же индикатор составил 18 тысяч долларов (77-е место).
Фото: Leo Ramirez / AFP
Главным торговым партнером Венесуэлы являются США, куда, в частности, экспортируется нефть. Экономическому сотрудничеству не мешает то, что с момента прихода к власти Чавеса отношения между двумя странами сильно испортились. В частности, Чавес неоднократно обвинял Вашингтон в попытке устроить в Венесуэле переворот, а его самого убить. Критики удостоились как республиканец Джордж Буш-младший, вступивший в должность президента США в 2001 году, так и его преемник демократ Барак Обама, занявший Овальный кабинет в 2009 году.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Непростые отношения у Венесуэлы сложились и с Колумбией. Особенно острые конфликты между странами относятся к периоду президентства Альваро Урибе (2002-2010), вызывавшего у Чавеса сильное раздражение своим тесным сотрудничеством с США. Богота, в свою очередь, не раз обвиняла Каракас в оказании поддержки колумбийским боевикам. С избранием президентом Колумбии Хуана Мануэля Сантоса отношения между соседями стали улучшаться, однако трения остаются до сих пор.
Фото: Rodrigo Abd / AP
С Москвой у Каракаса, напротив, сложились теплые отношения. Сотрудничество между Венесуэлой и Россией развивается как в экономической, так и в военной сферах. Так, российская сторона подписала несколько крупных контрактов на участие в разработке венесуэльской нефти, в то время как Каракас сделал Москве не один заказ на поставку вооружений. Примечательно, что в 2013 году, вскоре после кончины Уго Чавеса, его именем была названа одна из московских улиц.
Фото: Isaac Urrutia / Reuters
По данным переписи от 2011 года, в Венесуэле проживают около 750 тысяч представителей коренных народов: к ним себя отнесли 2,7 процента опрошенных. Самым крупным индейским этносом в стране является народность вайю, которую также называют гуахиро. Согласно приблизительным оценкам, их насчитывается примерно 300 тысяч человек.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Проживают вайю в северо-западном штате Сулия. Еще около 150 тысяч представителей племени живут в соседней Колумбии. Обитают вайю в небольших поселениях по пять-шесть домов, занимаются скотоводством, рыбной ловлей, а также зарабатывают продажей шкур животных и ремесленной продукции.
Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters
Остальные племена, которых насчитывается около 25, проживают на юге и юго-востоке в штатах Амасонас, Боливар и Дельта-Амакуро. Крупнейшими из них являются варао, каринья, пемон, пьяроа и яномами.
Фото: Ariana Cubillos / AP
Точная численность индейцев в регионе до прихода испанцев точно неизвестна, однако у исследователей нет сомнений в том, что в процессе колонизации коренное население сильно уменьшилось. Главными причинами считаются притеснения со стороны колонизаторов, а также отсутствие у индейцев иммунитета к болезням, принесенным испанцами.
Фото: Jorge Silva / Reuters
Долгое время индейцы почти никак не были представлены в политической жизни Венесуэлы. С приходом к власти Чавеса упоминание о коренных жителях появилось в принятой им новой конституции. В результате у коренных жителей появились квоты на места как в федеральной ассамблее, где за ними зарезервированы три места, так и в законодательных собраниях нижних уровней — штатов и городов. Тем не менее, они до сих пор остаются самыми бесправными членами общества.