10 декабря исполнилось 20 лет с момента выхода первой части Doom. Два десятилетия назад студия id Software сформировала жанр игр, которые сначала назывались просто «клонами Doom», а затем стали шутерами от первого лица. «Лента.ру» решила вспомнить и саму игру про борьбу простого морпеха с силами ада на Марсе, и ее наследие в мировой культуре.
Первая часть Doom вышла в 1993 году. 10 декабря студия id Software загрузила shareware-версию игры на сервер Висконсинского университета в Мэдисоне. Несмотря на то что в Doom можно было играть бесплатно, шутер купили более миллиона человек, что по меркам двадцатилетней давности кажется почти запредельной цифрой.
Doom практически молниеносно распространился по миру. Он стал едва ли не первой игрой, которая по-настоящему проникла и в СМИ, и в массовую культуру. Сейчас вспоминать об этом немного смешно, но тогда создателей Doom обвиняли и в сатанизме, и в нацизме, и в совращении молодежи. Так или иначе, Doom был игрой, про которую знали все. О ней говорили в школе, на работе, в метро. «Специалисты», приходившие в середине 1990-х устанавливать компьютеры, включали Doom в число программ по умолчанию. О шутере знали кондукторы в трамваях и бабушки, которые обсуждали на лавках новый способ сатанински одурманить и без того распущенную молодежь.
Разговоры о разлагающейся молодежи не помешали студии id Software через год выпустить сиквел Doom, действие которого разворачивалось уже не на Марсе, а на Земле. Игра, впрочем, от первой части отличалась незначительно — по-настоящему заметно в ней улучшился лишь мультиплеер.
А вот на то, чтобы выпустить третью часть, у id Software ушло десять лет. Спасибо тут нужно сказать серии Quake, на которую Кармак сотоварищи отвлеклись в 1996 году. Doom 3, считающийся перезапуском франшизы, «обнуляет» сюжет двух первых игр (насколько в их случае вообще можно говорить о сюжете). Действие снова происходит на Марсе, где любопытные ученые в очередной раз докопались до ада, а храброму морпеху нужно все это безобразие остановить. Из неприятных нововведений: трупы стали исчезать.
Вскоре после выхода Doom 3 разработчики из id начали намекать на четвертую часть. Но годы шли, а их реплики о судьбе игры становились все более туманными. Чтобы как-то скрасить ожидание, студия в 2012 году выпустила улучшенную версию Doom 3 с вроде как обновленной графикой (на самом деле нет) и дополнительными уровнями.
Судьба же Doom 4 пока продолжает быть неопределенной. В 2013 году издательство Bethesda, которому принадлежит id, объявило, что игру переделают с нуля. Мол, предыдущая версия оказалась недостаточно хороша, чтобы выпускать ее под брендом Doom. Через несколько месяцев после этого студию покинул последний из четырех основателей, до сих пор трудившийся в id, — Джон Кармак. Что в итоге будет с игрой, неизвестно. В 2012 году в Сеть утекали арты к Doom 4, однако к той версии, которая в конце концов поступит в продажу (если, конечно, это вообще случится), они уже никакого отношения иметь не будут.
Кроме официальных продолжений в 1990-х годах Doom обзавелся большим количеством подражателей и тем самым фактически сформировал жанр. Сначала подобные игры назывались просто «клонами Doom», а затем спрятались под термином FPS («шутеры от первого лица»). Среди наиболее примечательных игр, которые захотели получить свою долю любви и славы на волне Doom, были мрачные Heretic и ее сиквел Hexen, вышедшие в 1994 и 1995 годах. Издавали игру сами id Software и GT Interactive, которая выпускала, кажется, все самые заметные шутеры 1990-х годов.
Собственный вариант Doom с блэкджеком и имперскими штурмовиками выпустила даже LucasArts. В 1995 году она представила Star Wars: The Dark Forces. Эта игра внесла свои собственные коррективы в жанр, наделив героя, к примеру, подвижной шеей. В игре LucasArts можно было смотреть вверх и вниз. Для этого использовались кнопки Page Down и Page Up.
Культовую Blood — игру с запредельным количеством крови и расчлененки — тоже принято причислять к Doom-клонам. Ее сделала студия Monolith, а выпускала все та же GT Interactive. Но, в отличие от Heretic и других игр, которые, по большому счету, представляли собой новые скины и карты, сделанные на старом движке, Blood была создана по иной технологии — на движке Build.
Doom вдохновил бесчисленное количество геймеров, которые немедленно сочинили для него множество разных модификаций. Перечислить их все не представляется возможным, тем более что некоторые начали жить своей собственной жизнью. Так, к примеру, произошло с Doom 2D. Этот мод, похожий на первых «Дюков Нюкемов», был создан в подмосковной Ивантеевке. Он вышел еще под MS-Dos и распространялся на дисках вроде «Миллион лучших шутеров месяца». Сейчас в интернете можно найти несколько версий игры на Flash.
Еще одним забавным модом для игры стал Ultimate Simpsons Doom, в котором Гомер безжалостно избавлялся от своих друзей, родственников, коллег и прочих живых существ.
Doom RPG считается ответвлением основной серии Doom (наравне с мобильным хоррором/fps Doom Resurrection). Обе части игры вышли совершенно официально: их разработала студия Fountainhead Entertainment, причем в создании принимали участие разработчики из id Software. К примеру, программистом обеих игр числится Джон Кармак. Сюжет Doom RPG связан с событиями Doom 3. Геймплей и визуальная часть сильно напоминают оригинальный Doom, однако при этом игра является пошаговой RPG с диалогами и даже с сюжетом. Doom RPG вышла в 2005 году на мобильных устройствах. Ее сиквел Doom II RPG появился в продаже четыре года спустя.
Отсылки к Doom регулярно появлялись в других играх (причем не только в предсказуемых шутерах, но и в довольно внезапных проектах вроде Earthworm Jim, где можно было использовать один из чит-кодов Doom). Перечислить все подобные случаи невозможно, поэтому мы ограничимся самым ярким примером. В Duke Nukem 3D, которая, строго говоря, тоже является «Doom-клоном», можно найти главного героя игры id. Он валяется на полу мертвый и не очень счастливый, а Дюк ехидно это комментирует.
Фото: coinarcade.org
Но одними только играми для PC/консолей/мобильных телефонов сериал Doom не ограничивается. В 2004 году вышла настольная игра, основанная на третьей игре. В ней могут участвовать от двух до четырех игроков. Один из них играет за монстров, а остальные — за пехотинцев.
В 2005 году вышла первая (и, к счастью, пока единственная) экранизация серии. О том, что кто-то собирается снять картину по мотивам игры, говорилось на протяжении всей истории ее существования, но в итоге лента вышла лишь через 12 лет после релиза первой части. Первая Doom к тому моменту слегка устарела, поэтому в качестве основы для сюжета использовалась третья часть. Фильм в итоге оказался очень плохим и не понравился вообще никому. Его не одобрили ни фанаты игры, ни обычные зрители.
Как и любая популярная серия игр, Doom стал основой для нескольких книг, но эти романы оказались еще хуже, чем экранизация.
Игра id Software послужила основой и для народного творчества, породив неисчислимое количество анекдотов, тупых историй («И тут на меня как набросится какодемон, а я такой...») и прочих так называемых лулзов. Все они были скучными и несмешными 20 лет назад и остаются такими сегодня.
Выпуск журнала «Магазин Игрушек» (предтеча Game.exe) за 1996 год. Главный материал журнала «Ода на выход полного Quake» посвящен id Software, Doom и, собственно, «полному Quake». В одном из предыдущих выпусков журнала, к слову, опубликовано интервью с дизайнером id Джоном Ромеро; судя по тексту «интервью», Ромеро к материалу не имел вообще никакого отношения.