Зародившийся в Европе в конце XIX века архитектурный стиль модерн пришел в Москву как нельзя вовремя — вместе с модой на строительство домов «под ключ» для дальнейшей перепродажи. Это позволило зодчим творить свободно, не подстраиваясь под вкусы капризных предпринимателей. Впрочем, владельцам жаловаться также не приходилось: течение предполагало тщательную проработку деталей интерьера.
Отличительные особенности модерна — извивающиеся линии и растительные мотивы. На причудливых асимметричных зданиях с минимальным количеством прямых линий и углов красовались аттики и эркеры, художественная лепнина, скульптуры, керамические мозаики, изящные решетки и перила.
Модерн был очень популярен на протяжении двух десятилетий, но и потом к нему нередко обращались многие столичные архитекторы. В стиле модерн или с его элементами построены такие московские здания, как гостиница «Метрополь», Ярославский вокзал, ЦУМ, комплекс страхового общества «Россия», Скоропечатня Товарищества Левинсона. Но в нашей галерее речь пойдет о частных особняках и доходных домах.
Фото: mshalimov
Два главных усадебных проекта британского архитектора Вильяма Валькота, приложившего руку к оформлению отеля «Метрополь», располагаются по соседству в Пречистенском переулке и построены «под ключ» по заказу Московского Торгово-строительного акционерного общества (МТСАО на стыке веков являлось одним из основных «девелоперов» столицы, компания инициировала строительство сразу нескольких объектов, ставших впоследствии памятниками модерна). Дом №10, выполненный в характерных для сдержанного и лаконичного английского модерна пастельных тонах, купила жена владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики Мария Федоровна Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Впоследствии там размещались Дом комсомола, библиотека имени Крупской и посольство Заира.
Фото: wikimapia.org
Владельцем дома №8, также возведенного на деньги МТСАО, стал Карл Гутхейль — сын нотного издателя Александра Гутхейля. В 1913 году особняк перешел к купеческой семье Карзинкиных. В 2008-2010 годах здание отреставрировали, и сейчас там находится посольство Марокко. Над входом фирменный знак Валькота — голова женщины в замке свода. Симметричный фасад не характерен для модерна, зато дом контрастирует с особняком Якунчиковой, расположенным по соседству. В оформлении дома прослеживаются элементы стилей рококо (козырек над дверью, «большие» младенцы и завитки) и ар-нуво — разновидности модерна.
Фасад этого дома работы выдающего российского мастера модерна Льва Николаевича Кекушева считается одним из красивейших в столице. Построенное по заказу МТСАО здание приобрел купец из Петербурга И.П. Исаков, чтобы сделать его доходным домом. Уличная часть здания — пятиэтажная, а дворовая — шестиэтажная, что связано с рельефом участка. По сторонам слухового окна сохранились две женские фигуры с символами просвещения — факелом и книгой, а вот венчавшая здание скульптура была утеряна. Этот дом до сих пор жилой.
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Несколько лет здание находилось в собственности МТСАО, пока его не купил владелец текстильной фабрики Иван Миндовский. С 1924 года в доме размещались шведские дипломаты, уступившие в 1972 году место коллегам из Новой Зеландии, которые и занимают его до сих пор. В оформлении особняка «читаются» многие авторские приемы архитектора — овальные козырьки, настенные рельефы, скульптурная декорация и «подпись» архитектора Льва Кекушева в виде фигурок львов, отсылающая к его имени.
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Строя этот миниатюрный замок для своей семьи, архитектор воплотил в жизнь проект дома в районе Тверского бульвара, разработанный в 1899 году для Саввы Мамонтова (стройка там так и не началась из-за банкротства предпринимателя). Первоначально парадный вход дома украшала трехметровая скульптура льва, однако она не сохранилась. После развода в 1906 году Кекушев оставил дом семье, а в 1909 году особняк перешел к другим владельцам. Сейчас в здании, которое считается одним из прототипов дома булгаковской Маргариты, находится посольство Египта.
Фасад здания в правой части «усилен» аттиком с картушем, балконом и аркой-нишей. Пространство между окнами заполнено цветочными композициями. В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер, сейчас это бизнес-центр.
Фото: peshegrad.ru
Этот особняк зодчий строил для себя, однако промышленник Отто Лист предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться от сделки. Позднее, когда в доме жила супруга дирижера Сергея Кусевицкого, там гостили Рахманинов и Скрябин. Сейчас его занимает представительство Калужской области. Считается, что автором мозаики над главным входом является архитектор Вильям Валькот.
Фото: blog.fontanka.ru
Здание выделяется лепным декором, масками и филинами в основаниях эркеров. В 1906 году к четырехэтажному дому пристроили правую часть. Сейчас здание занимает госкорпорация «Росвооружение».
Первым хозяином особняка был старообрядческий купеческий род Носовых. Во времена СССР в доме размещались общежитие и детский сад, а с 2009 года там работает филиал Российской государственной юношеской библиотеки. В здании, в частности, размещены экспозиции, посвященные семье Носовых и творчеству Кекушева.
Фото: Flickr / shelphur
Один из самых ярких образцов раннего модерна. Дом построил для предпринимателя Степана Рябушинского архитектор Федор Шехтель — один из самых плодовитых (наряду с Кекушевым) мастеров московского модерна. В оформлении двухэтажного здания есть детали английской готики и мавританского стиля. В 1917-1931 годах дом принадлежал различным госструктурам, а после там поселился Максим Горький. С 1965 года в особняке открылся мемориальный дом-музей писателя. Этот особняк также считается прототипом дома Маргариты.
Фото: liveinmsk.ru
Здание, построенное еще в конце 1750-х, в 1900 году приобрел купец и водочный магнат Петр Петрович Смирнов. Для переделки особняка он пригласил Шехтеля. Две главные «фишки» здания — кованый балкон-корабль и высокий аттик с вытянутыми витражными окнами. В советское время в особняке размещались народный суд и военная прокуратура. В 1990-е годы его занимали Пенсионный фонд и фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда, а парадные залы занимает ресторан.
Фото: liveinmsk.ru
Шехтель построил этот двухэтажный кирпичный дом для своей семьи. Он напоминает миниатюрный средневековый замок, но сам архитектор называл его «избушкой непотребной архитектуры». В 1910 году архитектор переехал в другой свой дом, на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке перешел почетной гражданке Дунаевой. После революции дом, где в разное время бывали Чехов, Левитан и Врубель, использовался для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение занимают дипломаты (сейчас там находится резиденция посла Уругвая).
Фото: Эдуард Песов / РИА Новости
Первый крупный заказ зодчего, фактически положивший начало широкому распространению модерна в Москве. Строительство усадьбы, в которой также есть много элементов неоготики, велось по личному заказу Морозова. После смерти «короля текстиля» его вдова продала дом Рябушинскому, а затем он перешел в ведение Министерства иностранных дел (сейчас используется как дом приемов МИДа). После пожара 1995 года внутренние интерьеры здания были утрачены, но позднее их восстановили.
Фото: www.updk.ru
Дом построен Шехтелем при участии помощника Александра Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Первый этаж дома был отведен под приемные помещения и покои хозяев, на втором размещалась кухня, комнаты для детей и их гувернанток. Подвал занимали хозяйственные помещения, комнаты прислуги и бильярдная. После революции имущество Дерожинской национализировали, особняк отдали культурно-просветительскому обществу Украинской Рады. C 1959 года в там размещалась дипмиссия Австралии. В текущем году завершилась реставрация особняка, предполагается, что он станет резиденцией посла Австралии.
Фото: Арминас
Здание построено для купца Николая Медынцева, разместившего там свои многочисленные коллекции. В декоре дома есть элементы ар-нуво, а также английские и шотландские мотивы (в частности, изображение чертополоха). После того как имущество Медынцева национализировали, в здании располагались «IV Пролетарский музей», Международный комитет помощи голодающим России, Институт мозга, его занимал председатель Совета министров СССР Маленков, там размещались посольства Франции, Кубы и Гвинейской республики.
Фото: Арминас
Основой для особняка, перестроенного зодчим по заказу новой хозяйки местной фабрики Л.И. Гельтищевой, стал жилой дом начала XIX века. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, а также полихромной мозаикой, изображающей цветы. Главная особенность его оформления — подобранные цвета: нежно бирюзовая облицовочная плитка, популярная во времена московского модерна, и светло-желтая штукатурка.
Фото: la_belle_epoque
Это первое здание, построенное архитектором-самоучкой Николаем Жериковым (всего в период с 1902 по 1915 годы по его проектам в центре Москвы было сооружено 46 доходных домов). Характерной чертой его творчества называют чрезмерное и разнородное украшение фасадов. Самые интересные элементы здания на Остоженке — фриз с рельефными изображениями антилоп и массивный козырек с цепями над центральным входом. Особняк принадлежал Герману Бройдо, который занимался строительством особняков и доходных домов на продажу. В 1990-х годах дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.
Фото: laroksana
Двухэтажная усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков построена для фабрикантов Петра и Николая Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». После революции здание использовали для административных нужд. С 1963 года здесь располагается информационный центр ООН в Москве. Особняк увенчан куполом и облицован керамической плиткой.
Дом Якова Андреевича Рекка — основателя Московского торгово-строительного акционерного общества. Здание выполнено в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерно тщательное исполнение всех элементов растительного декора. У Рекка дом купили текстильщики и меценаты Красильщиковы. В 1913 году особняк был перестроен И.В. Рыльским. В настоящее время там располагается резиденция посла Египта.
Фото: Максим Новиковский
Четырехэтажное здание неправильной формы с лепниной и металлическими элементами фасада, возведенное по заказу предпринимателя Ечкина, сохранилось практически в неизменном виде. Там работал художник Павел Корин, бывал Максим Горький, жил герой Великой Отечественной войны летчик Александр Иванович Зенин.
Фото: Фото: wikimapia.org
История этого домовладения началась в 1820-х годах, когда земельный участок купил полковник А.В. Аргамаков. В 1870-1880-х годах надел разделили, а в построенном здесь здании начали работать ресторан и гостиница «Альпийская роза». В начале XX века отель перестроил в стиле модерн Остроградский, а ресторан к 1913 году завершил Висневский. После революции гостиница и ресторан закрылись. Сейчас в доме располагается Творческий союз цирковых деятелей.
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Здание, в котором размещались квартиры и мастерские художников, возведено Шнаубертом и Жуковым по эскизам автора русской матрешки Сергея Малютина. В конкурсе на строительство, который организовал железнодорожник П.Н. Перцев, указывалось, что дом должен быть выполнен в русском стиле. В 1908-1910 годах в нем располагался один из первых камерных театров России — кабаре «Летучая мышь». Дом был жилым до тех пор, пока 1960-х годах не перешел МИДу.
Фото: leleeva2012
Заказчиком особняка выступил основатель первой в Москве макаронной фабрики немец Иоганн-Леонард Динг. Административное здание при конфетной и макаронной фабриках представляет собой немецкий вариант стиля модерн. В 1995-1996 годах по проекту архитектора В.К. Варфоломеева была произведена реконструкция дома.
Фото: sduhanin
В особняке сейчас располагается секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Примечательно, что это единственный пример работы Соловьева в стиле модерн, а также единственный возведенный им частный дом. Архитектор жил в особняке до 1912 года, позднее его занимал художник-график П.Я. Павлинов, а после революции дом отдали дипломатическим представительствам. Это еще один из возможных прототипов дома Маргариты.
Фото: aramis7
В 1896 году этот дом приобрел купец Алексей Петрович Бахрушин. Особняк был переделан уже на излете популярности стиля, но его черты характерны для раннего московского модерна. Сейчас там располагается посольство Индии.
Фото: Flickr / mccuntz
Особняк потомственного почетного гражданина Беляева, перестроенный из старого здания. Знаменит в первую очередь панно «Маки на закате» и «змеиной» оградой, за образец которой архитектор взял изгородь особняка Рябушинского в исполнении своего учителя Федора Шехтеля.
Голубое одноэтажное здание в районе Арбата было перестроено под модерн из старого дома. О принадлежности к стилю говорят лепнина, волнообразный рисунок ниш над окнами, маскароны в виде женских головок и пристройка с угловой башенкой. Домом владел занимавшийся пряжей и канцелярскими товарами Владимир Эдуардович Тальгрен, там же располагалась его торговая лавка. В 1970-х годах в доме размещалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. За последние несколько лет особняк был тщательно отреставрирован МИДом России.
Четырехэтажный кирпичный дом построен для хлеботорговца Рахманова по проекту Дриттенпрейса. В числе особенностей здания — вогнутые углы-колонны дома и лепнина. Помимо квартир сейчас там размещаются несколько ресторанов и офисов.
Фото: Фото: la_belle_epoque
Четырехэтажный дом в стиле северного модерна сначала принадлежал самому архитектору. В 1905 году он перешел Н. Г. Тарховой, а в 1910-м — дворянке Белоголововой. Здание, ранее известное как «дом с маками», плохо сохранилось. В частности, красочное панно с маками утрачено.
Фото: olga-puteshestvennik
Доходный дом М.В. Сокол строился как часть ансамбля с находящимся неподалеку отелем «Метрополь». Главная отличительная черта здания - майоликовое панно на аттике, изображающее северный морской пейзаж, над которым реет сокол. В советские годы там размещались книжные магазины, ГУП «Моспроект-3» и представительства ряда авиакомпаний.
Фото: nadezda-mni
Построен в стиле северного модерна по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. По некоторым данным, в деревянном предшественнике дома Лоськова снимал квартиру Ленин, а в новом здании в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны генерал Брусилов. Большая часть декоративных элементов дома Лоськова утрачена, однако нынешний арендатор здания — посольство Сирии — восстанавливает объект.
Фото: liveinmsk.ru
Построена на деньги благотворителей Ивана и Александры Медведниковых. Фасад украшен темно-зеленой плиткой. В правой части постройки расположены два арочных окна с декоративными картушами. Сейчас в здании располагается школа № 59 им. Н. В. Гоголя.
Фото: wikimapia.org
В 1802-1899 годах на этом месте находился деревянный дом, построенный для губернской секретарши Катерины Сергеевны Заборовской. В конце позапрошлого века владелица возвела новое здание. В 1914 году одноэтажный каменный особняк со сторожкой был объединен с соседним домом и обнесен общей оградой. Примерно тогда же дом снимал купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. В настоящее время там располагается посольство Габона.