В Средние века города, как правило, строились на реках и были небольшими по площади. В этой связи мосты не только выполняли транспортную функцию, но и давали дополнительное место под строительство. Например, оживленными торгово-жилыми кварталами в свое время являлись Лондонский мост и Мост менял в Париже. С расширением городских границ и развитием транспорта необходимость застраивать мосты постепенно отпала, и на сегодняшний день в мире сохранилось не так много подобных объектов. Однако идею многофункциональных переправ активно развивают современные архитекторы.
Фото: Flickr / punchdrumk
Каменный мост через один из рукавов Геры был возведен в 1325 году и являлся частью «царского» торгового пути. Изначально сооружение было деревянным и постоянно страдало от пожаров. В настоящее время на нем располагаются 32 жилых фахверковых дома и различные магазины.
Фото: Jef Duloir
Здание 1600 года постройки было частью средневекового моста через Сену. При обрушении моста в 1861 году одна из пяти находившихся на нем мельниц устояла на двух мостовых опорах и с тех пор является символом города. Живописное место изображено на многих полотнах и гравюрах, в частности, на картине жившего по соседству Клода Моне «Дома на старом мосту в Верноне».
Фото: Flickr / Ian Simpson
Здание на мосту через ручей датируется XVI веком. Оригинальное место для строительства было выбрано, чтобы избежать уплаты налога на землю. Маленький дом использовался в качестве яблочного магазина, а затем стал жилым (одно время там проживала семья из 8 человек). В 1926 году дом выкупили местные жители, которые передали его Национальному фонду по сохранению памятников. Впоследствии в здании открылся первый информационный центр этой организации, функционирующий до сих пор.
Шестиарочный мост над Одой был построен римлянами во II веке, однако затем река изменила русло. В 1686-1776 годах по пересохшему руслу проложили канал де ла Робен. Он протекает лишь под одной из арок, остальные используются жителями домов на мосту как погреба. В наши дни мост представляет собой жилую улицу с магазинчиками на первых этажах.
Фото: Flickr / jinxsi1960
Пересекающий реку Эйвон мост построен в 1769-1773 годах и назван по фамилии владелицы деревни на одном из берегов. На мосту сразу развернулась активная торговля, и уже спустя 20 лет его расширили, чтобы вместить больше торговых площадей. В настоящее время на Палтни организованы пешеходная зона и автомобильное движение.
Фото: Flickr / Michel Bascoul
Первая переправа через реку Элорн была построена на этом месте в 1336 году, однако обитаемой она стала только после реконструкции 1510 года. Сначала там стояли пара магазинов, мельница и тюрьма. Позднее мост застроили жилыми домами, их обитатели постоянно страдают из-за подтоплений во время паводков.
Фото: ivopenchevbg
Главную достопримечательность города в 1872-1874 годах построил архитектор Никола Фичев. До пожара 1925 года на мосту работали 64 ремесленные лавки и шла бойкая торговля. После пожара мост восстановили, а в 1980-х годах ему вернули первоначальный облик. Сейчас длина моста составляет 106 метров и он играет исторически сложившуюся роль торгового коридора.
Фото: Flickr / Ross Websdale
Сооружение, соединившее центр основанного римлянами города с его северной частью, возведено в 1667 году. Позднее главный городской мост был перестроен и расширен. Сегодня на нем расположено трехэтажное торговое здание.
Фото: Flickr / Te Whiu
Каменно-деревянный мост через реку Пегниц входит в состав средневекового комплекса, построенного в 1457 году и включающего также каменное здание, хранилище и водокачку. Вплоть до 1806 года в доме обитали городские палачи, не имевшие права жить в границах населенного пункта. Теперь в здании работает музей.
Фото: Flickr / dr. zaro
Сам мост был построен около 1300 года, а фахверковые дома на нем появились на два с лишним века позже. Так как здания стоят на опорах моста, их удалось сделать достаточно высокими.
Фото: Flickr / Ink'n'Image
Здание является частью храмового комплекса на горе Каньян (Mount Cangyan) и располагается на высоте более 50 метров. Под мостом, сложенном из 365 каменных блоков, проходит лестница, ведущая на вершину горы.
Фото: FLickr / aygulmipo
Мост с множеством названий (мост Юнцзи, Дунский мост, Чэнъянский мост) построен в 1912 году. Сооружение возведено без применения гвоздей: на пяти каменных опорах уложены бревенчатые настилы, на которых, в свою очередь, стоят крытые павильоны. Мост соединяет две густонаселенные деревушки и служит зоной торговли и отдыха.
Фото: Flickr / Alex Neman
Пешеходный мост, построенный в 1650 году, имеет длину 133 метра и состоит из 23 арок. В центре сооружения находится помещение, изначально предназначенное для отдыха правителя. Хаджу не только соединяет два берега, но и выполняет функции плотины: шлюзы, расположенные в нижней его части, регулируют уровень воды в реке Заяндеруде. Через эту реку в Исфахане переброшен еще один мост, аналогичный Хаджу, — Си-о-Се Поль (1602 год постройки, 290 метров, 33 пролета).
Дом построен на основе старого металлического моста по проекту компании Max Pritchard Architect. При строительстве использовались энергоэффективные и «зеленые» технологии — в частности, система экономии тепла, смарт-вентиляция и солнечные батареи.
Частный дом, спроектированный бюро Platt Architecture. Две основные части здания соединены переходом через горный ручей. Опоры выполнены из камня и металлических конструкций, поэтому разлив ручья или его замерзание владельцам не страшны.
Фото: компания Urban Group
Вдохновившись мостом Понте Веккьо, архитекторы подмосковного жилого комплекса решили обустроить четыре квартиры на каменном мосту через искусственный канал. Две четырехкомнатные квартиры площадью по 120 квадратных метров и две «трешки» (90 «квадратов») обладают собственным лифтом и большим количеством окон.
Фото: nedv.info
Полукилометровый мост, соединяющий берега Сибирского гранитного карьера с комплексом Уральского федерального университета, является дипломной работой выпускницы местной архитектурной академии. В сферических конструкциях она предложила разместить аудитории, лекционные залы, интернет-кафе, выставки, спорткомплексы и жилые помещения для студентов и преподавателей. Вдоль пешеходных и автомобильных дорог расположатся объекты общепита, торговли и развлечений.
Фото: inhabitat.com
Победителем конкурса Solar Park South, в рамках которого предлагалось найти наилучший вариант использования старого автомобильного моста, стали французы из Phillippe Rizzotti и Off Architecture. Опоры столбов они решили превратить в «вертикальные деревни», соответствующие последним экологическим стандартам. На конкурс были представлены и другие интересные проекты — например, «город-паразит».
Фото: yung-ching
Проект самой известной женщины-архитектора реализован в 2005-2008 годах — к проходившей в городе выставке «Экспо». 280-метровый мост через реку Эбро не только служил для проведения различных мероприятий, но и являлся входом в основной выставочный комплекс. По окончании мероприятия начал функционировать как многопрофильная общественная зона.
Фото: www.brt.de
Проект жилого моста от бюро BRT Architekten. Сооружение длиной 700 метров, перекинутое через разветвленный участок Эльбы, должно значительно улучшить транспортную ситуацию в районе и стать новым центром притяжения. Нижний уровень отведен под автомагистраль, второй – под 16 жилых корпусов, между которыми будет озелененная прогулочная зона с кафе и бутиками. В центре моста появится бизнес-центр напоминающий две огромные прямоугольные рамки.
Возвести 230-метровый многоцелевой мост через Рур в 2007 году также предложили в BRT Architekten. По задумке архитекторов, комфортно перемещаться по нему смогут как пешеходы с велосипедистами, так и автомобилисты. В десятиуровневой сводчатой части запланированы жилые апартаменты, офисы и общедоступные рекреационные зоны.
Фото: www.evolo.us
«Обжитой мост 24/7» через реку Гвадалквивир предложили построить архитекторы Юрат Хуснутдинов и Чжан Лихенг. По сути, он представляет собой многофункциональный культурно-просветительский комплекс с музеем, аудиториями, медиатекой, библиотекой, выставочными залами, ресторанами и другими социально ориентированными объектами. На верхнем уровне разместится мини-парк для прогулок и отдыха, а рядом с мостом появятся паркинг и концертный холл, в который переоборудуют старый фабричный корпус.