Немногие могут сказать с уверенностью, чем отличается перформанс от акции, акция от апроприации, а интервенция от реконструкции. Помочь темному в области современного искусства населению взялся музей «Гараж», в котором открылась выставка «Перформанс в России: картография истории». Она посвящена истории российского перформанса за сто лет: с эпохи авангарда до сегодняшнего дня. Экспозиция строится по хронологическому принципу, для каждого десятилетия русского перформанса «Гараж» разработал уникальный дизайн.
Дизайн выставки действительно настолько выдающийся, что отвлекает внимание от экранов — большая часть перформансов показывается в видеодокументации. Фотографу «Ленты.ру» Павлу Беднякову удалось разобраться, где в «Гараже» дизайн, а где реконструкция знаменитой сценографической установки Любови Поповой, и поймать гордый профиль вечного комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна на фоне пугающих персонажей футуристической оперы «Победа над Солнцем».
«Лента.ру» еще напишет статью и разъяснит, зачем Кулик стал собакой, почему Глюкля и Цапля прыгнули в Лебяжью канавку и для чего Андрей Кузькин замуровал все свое имущество в гигантских консервных банках. А пока смотрите тайны русского перформанса в нашей фотогалерее.
![«Истуканизация тела, мгновенные остановки и резкое продолжение движения или жеста, истуканское обрушивание корпуса вперед при неподвижности ног, кеглеобразные покачивания механизированного тела перед падением, взрывчатые короткие подскакивания ступней на месте, пневматическое вбирание шеи в плечи и обратное выталкивание ее и т.д. — вот некоторые элементы для новых постановок в театре, кино, танце». В. Парнах.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Валентин Парнах в танце «Жирафовидный истукан» из спектакля «Даешь Европу!». 1924 год
«Истуканизация тела, мгновенные остановки и резкое продолжение движения или жеста, истуканское обрушивание корпуса вперед при неподвижности ног, кеглеобразные покачивания механизированного тела перед падением, взрывчатые короткие подскакивания ступней на месте, пневматическое вбирание шеи в плечи и обратное выталкивание ее и т.д. — вот некоторые элементы для новых постановок в театре, кино, танце». В. Парнах.
![«Группенскотч был задуман нами как новя утопия, как элементарные, абсолютно выполнимые условия человеческого существования». Петр Быстров, «Скотч-пати — новая коллективность». 2001 год.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Скотч-пати, серия акций Общества «Радек»
«Группенскотч был задуман нами как новя утопия, как элементарные, абсолютно выполнимые условия человеческого существования». Петр Быстров, «Скотч-пати — новая коллективность». 2001 год.
![6 мая 2013 года художник Эльдар Ганеев, скрытый в «Будке одиночного пикета» на колесиках, вышел к мэрии Краснодара в знак борьбы за свободу политзаключенных. Через полчаса Ганеев, продолжая находиться в будке, проследовал в опорный пункт милиции.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Группировка «ЗИП», «Будка одиночного пикета». 2013 год
6 мая 2013 года художник Эльдар Ганеев, скрытый в «Будке одиночного пикета» на колесиках, вышел к мэрии Краснодара в знак борьбы за свободу политзаключенных. Через полчаса Ганеев, продолжая находиться в будке, проследовал в опорный пункт милиции.
![В программах «Синей блузы» традиционные амплуа заменялись так называемыми «каркасными» персонажами, или масками. Главными были рабочий-революционер-коммунист, красноармеец-крестьянин, работница-комсомолка, капиталист-банкир-министр, нэпман, кулак, меньшевик...](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Афиши агиттеатра «Синяя блуза», 1924-1928 годы
В программах «Синей блузы» традиционные амплуа заменялись так называемыми «каркасными» персонажами, или масками. Главными были рабочий-революционер-коммунист, красноармеец-крестьянин, работница-комсомолка, капиталист-банкир-министр, нэпман, кулак, меньшевик...
![Акция «Куча» считается прародительницей московского концептуализма и началом знаменитой группы «Коллективные действия». Впервые была проведена в квартире Андрея Монастырского зимой 75-76 гг. В акции может принять участие любой желающий. Для этого нужно положить произвольный предмет в кучу и сделать об этом запись в специально разграфленной тетради.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Андрей Монастырский, «Куча». 1975-1976 годы (реконструкция)
Акция «Куча» считается прародительницей московского концептуализма и началом знаменитой группы «Коллективные действия». Впервые была проведена в квартире Андрея Монастырского зимой 75-76 гг. В акции может принять участие любой желающий. Для этого нужно положить произвольный предмет в кучу и сделать об этом запись в специально разграфленной тетради.
![На кубиках напечатаны имена «перемещенных лиц», всего 60 («Битлз» считаются за одну единицу). Зритель волен сортировать кубики как ему угодно.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Римма Герловина, «Рай — Чистилище — Ад». 1976 год
На кубиках напечатаны имена «перемещенных лиц», всего 60 («Битлз» считаются за одну единицу). Зритель волен сортировать кубики как ему угодно.
![«Костюмы по рисункам Малевича были построены кубистически: картон и проволока. Это меняло анатомию человека — артисты двигались, скрепленные и направляемые ритмом художника и режиссера». А. Крученых, «Первые в мире спектакли футуристов».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Иосиф Бакштейн на фоне эскизов Казимира Малевича к опере «Победа над Солнцем»
«Костюмы по рисункам Малевича были построены кубистически: картон и проволока. Это меняло анатомию человека — артисты двигались, скрепленные и направляемые ритмом художника и режиссера». А. Крученых, «Первые в мире спектакли футуристов».
![«Физкультурно-художественное оформление массовых шествий является одним из видов массовой работы, посредством которого через физкультурное зрелище, пляску, лозунги, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной компании или празднества, пробуждается энтузиазм».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Документация спортивных парадов 1920-1930-х годов
«Физкультурно-художественное оформление массовых шествий является одним из видов массовой работы, посредством которого через физкультурное зрелище, пляску, лозунги, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной компании или празднества, пробуждается энтузиазм».
![Если надеть наушники, можно услышать пение.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Клип Pussy Riot
Если надеть наушники, можно услышать пение.
![Реконструкция театральной установки Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» в театре Мейерхольда. 1922 год.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Реконструкция театральной установки Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» в театре Мейерхольда. 1922 год.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
![На выставке воспроизведена мастерская Виноградова, полная музыкальных инструментов из водосточных труб, лопастей авиационных турбин и звукоискажающих устройств. В ней уже больше 20 лет продолжается непрерывный перформанс БИКАПО. На фотографии Герман за работой.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Герман Виноградов
На выставке воспроизведена мастерская Виноградова, полная музыкальных инструментов из водосточных труб, лопастей авиационных турбин и звукоискажающих устройств. В ней уже больше 20 лет продолжается непрерывный перформанс БИКАПО. На фотографии Герман за работой.
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
![«](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Группа «Гнездо», «Коммуникационная труба» . 1975 год
«"Коммуникационная труба", в сущности, была интерактивным объектом... Мы проанализировали простую функцию: коммуникацию двух людей. В результате получилась труба, через которую можно смотреть и говорить. В этом, конечно, есть некий идиотизм, но с другой стороны — логическая модель», — пишет участник группы «Гнездо» Виктор Скерсис в своем «Оправдании концептуализма» в 2008 году.
![«Коммуникационную трубу» в действии мы видели в фильме Сергея Соловьева «Асса».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Коммуникационную трубу» в действии мы видели в фильме Сергея Соловьева «Асса».
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
![](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)