30 ноября умер Эльдар Рязанов — режиссер, который не получал престижных наград в берлинах и венециях, но зато мог смело, пожизненно считать своим самый главный приз — зрительских симпатий. Ничьи другие фильмы отечественный зритель не любил столь безоговорочно — и ни в чьих других персонажах он так часто не узнавал самого себя. Картины Рязанова и после смерти автора продолжат рассказывать нашему человеку о нем самом и о его мире — например, о вечной двойственности добра и зла в русской душе. Двойственности, которую Рязанов так наглядно доказывал в своем кино, сталкивая персонажей-антиподов и показывая, как они на деле похожи. Свидетельства тому — в галерее «Ленты.ру».
В «Берегись автомобиля» сходятся преступник-идеалист Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) и преступник-прагматик Дима Семицветов (Андрей Миронов). Один угоняет ради справедливости, другой просто ворует, оба в итоге сядут в тюрьму — но только одному достанется зрительская любовь.
Между двумя огнями застревает пожилой следователь Мячиков в «Стариках-разбойниках»: на одном молодой блатной преемник (Андрей Миронов), на другом — лучший друг, инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев), который предложит ради сохранения работы сфабриковать и раскрыть ограбление. Но и Воробьева, и Мячикова Рязанов все-таки отправит на пенсию — течение времени неумолимо.
Пожалуй, самые знаменитые антиподы во всем отечественном кино, Женя Лукашин (Андрей Мягков) и Ипполит (Юрий Яковлев) были своеобразной динамической парой, в которой каждый служил противоположностью друг друга. Один — эксцентричный, неустроенный романтик, другой — прагматичный, правильный карьерист, оба — две стороны одной медали, исчезнувшей советской интеллигенции 1970-х, никого из которых не получается ни в чем винить (в отличие от типовой застройки).
Новосельцев (Андрей Мягков) и Самохвалов (Олег Басилашвили), вообще-то дружат еще с институтских времен — но более непохожих приятелей еще поискать: неприметный, застенчивый Новосельцев не может решиться ни на один серьезный поступок и в одиночку воспитывает двоих сыновей, Самохвалов же одним своим видом производит впечатление на женщин и купается во всеобщем обожании. Рязанов, конечно, столкнет их лбами в кульминации фильма — но к всеобщему счастью.
В споре о вынужденном отчислении пайщиков гаражного кооператива «Фауна» раскрываются самые разные (в основном, как водится, далеко не лучшие) стороны распространенных в любом коллективе людских характеров. Контраст между бьющимся за справедливость МНС Малаевой (Лия Ахеджакова) и безжалостной сторонницей статус-кво, замдиректора НИИ Аникеевой (Ия Саввина) — наиболее ярок.
Одну из самых распространенных пар типажей в советской действительности — облеченного властью провокатора (статский советник Мерзляев) и жалкого, вынужденного участвовать в происходящем спектакле шута (актер Бубенцев) — Рязанов изобразил в едчайшем из своих фильмов «О бедном гусаре замолвите слово». Басилашвили сделал человечным первого, а Леонов наполнил второго подлинным трагизмом.
Московский пианист (Олег Басилашвили) и провинциальный проводник (Никита Михалков), рефлексирующий, обреченный интеллигент и бесцеремонный, чувствующий себя хозяином жизни ухарь — их сводят Рязанов и простая русская женщина по имени Вера (Людмила Гурченко). Различия между двумя возлюбленными Веры столь кардинальны, что и «Вокзал для двоих» смотрится самым душераздирающим фильмом в карьере Рязанова.
Лариса (Лариса Гузеева) и Паратов (Никита Михалков) из «Жестокого романса» противопоставляются Рязановым только формально (она — из разоренной семьи, он — наоборот, проматывает капиталы), на деле же оба оказываются жертвами губительной власти денег и статуса. А через десять лет после выхода уже фильм окажется пророческим.