Широкая кампания по регулированию рождаемости в Китае, получившая название «Одна семья — один ребенок», развернулась с 1979 года. Цель — ограничить численность населения КНР к 2000 году уровнем в 1,2 миллиарда человек. В ходе реализации в программу вносились коррективы. Поставленная задача была, в основном, выполнена: к 1 ноября 2000 года в Китае заданный уровень был превышен всего на 42,5 миллиона граждан. Плюс около 30 миллионов вообще не попали в статистику — они жили и работали без документов. Но КНР заплатила за успех программы немалую цену: в Китае наблюдаются гендерный дисбаланс и стремительное старение населения. О том, к чему привела кампания по сокращению рождаемости, — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Carlos Barria / Reuters
В Китае рождение ребенка, особенно мальчика, всегда было желанным событием. В крестьянских семьях, составлявших в стране большинство, важна каждая пара рук. После того как в 1979 году приняли программу «Одна семья — один ребенок», любовь к детям, и без того присущая китайской культуре, превратилась в исступленное обожание.
Фото: Carlos Barria / Reuters
Одно из следствий демографической политики КНР — так называемые селективные аборты: ребенка сохраняли только в том случае, если он был мужского пола. Китайские власти пытались бороться: запрещали УЗИ с целью узнать пол младенца за исключением медицинских показаний. Место официальной медицины занял черный рынок: за последние 15 месяцев в КНР было выявлено 6833 нарушения в этой сфере.
Фото: Greg Baker / AP
На снимке — Ба Лювэй из народа цзино (дино), чья численность не превышает 21 тысячи человек. Для нацменьшинств в Китае введены различные демографические послабления. Представители народностей численностью менее 100 тысяч человек могут рожать детей без ограничений.
Фото: Ng Han Guan / AP
Фестиваль двойняшек в Пекине, 2 октября 2007 года. Рождение двойни считается у китайцев огромной удачей: согласно закону, в этом случае не нужно платить штраф за второго ребенка.
Фото: Jerome Favre / Bloomberg via Getty Images / Fotobank
Пытаясь обойти закон, многие китайские пары ездят рожать в Гонконг, где действует собственное законодательство. В последние годы власти КНР на всех уровнях и власти Гонконга наладили борьбу с «материнским туризмом», вводя квоты на количество рожениц с материка. Наплыв желающих родить в Гонконге вызывает недовольство местных жителей.
Фото: Jeff Xu / Reuters
Стремление китайцев родить обязательно мальчика привело к гендерному дисбалансу: на данный момент мужчин в стране на 20 миллионов больше, чем женщин. К 2020 году этот разрыв достигнет 24 миллионов человек. Власти КНР пытаются при помощи различных мер стимулировать рождение девочек, но традиции побороть пока не удается.
Фото: Jason Lee / Reuters
Гендерный дисбаланс привел к росту числа гомосексуалистов в КНР: не имея возможности найти себе жену, китайская молодежь обращается к нетрадиционным сексуальным практикам. И если китайское руководство смотрит на это сквозь пальцы (в 1997 году гомосексуализм перестали считать преступлением, а в 2001-м исключили из списка психических заболеваний), то на бытовом уровне однополые связи по-прежнему воспринимаются как предосудительные. 80 процентов китайских гомосексуалистов намерены при первой возможности вступить в традиционный брак.
Фото: Alexander F. Yuan / AP
В результате политики «Одна семья — один ребенок» дети в Китае превратились в «маленьких императоров». Родители потакают любым их капризам и отказывают себе во всем, стремясь дать ребенку максимум возможного. Иногда это приводит к трагедиям: в середине января 2015 года избалованная и привыкшая быть в центре внимания 13-летняя девочка вынудила мать сделать аборт на 13-й неделе беременности, угрожая в противном случае покончить жизнь самоубийством.
Фото: Bo Bor / Reuters
После страшного землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году, когда более 69 тысяч человек погибли, 18 тысяч пропали без вести и 288 тысяч пострадали, власти временно облегчили демографическое законодательство для жителей провинции. Родителям, чей единственный ребенок погиб или остался инвалидом, было разрешено родить еще одно дитя. То же относилось к тем, в чьей семье было двое детей и оба погибли или пострадали, а также к тем, где инвалидом стал один из родителей.
Фото: Greg Baker / AP
После прихода к власти нового поколения китайского руководства, возглавляемого председателем КНР Си Цзиньпином, было объявлено о смягчении демографической политики. Таким образом власти пытались ликвидировать гендерный дисбаланс и остановить процесс старения населения. Семьям, в которых хотя бы один из родителей был единственным ребенком в семье, разрешили иметь двух детей.
Фото: Reuters
Вопреки прогнозам, послабления демографической политики не вызвали взрывного роста населения. Из 700 тысяч супружеских пар, имеющих право на второго ребенка, заявление на расширение семьи подали менее 25 процентов. В качестве причин нежелания рожать ребенка большинство опрошенных супружеских пар назвали «слишком высокие экономические издержки» и то, что «много времени требуется на воспитание».