Цусимское морское сражение стало одной из величайших военных катастроф в мировой истории, существенно повлияв на дальнейшую судьбу Российской империи. За два дня русский флот потерял 34 из 38 участвовавших в бою кораблей. Из великой морской державы Россия стремительно превратилась во второстепенную силу. Что же касается экономических, политических и моральных потерь страны, понесенных в результате этого поражения, то переоценить их практически невозможно. В своей галерее «Лента.ру» вспоминает участников событий 110-летней давности.
Изображение: японская открытка из собрания П. Каменченко
Цусимское морское сражение обернулось для России трагедией и одним из самых ужасных разгромов в истории войн. Из 38 участвовавших в бою с русской стороны кораблей затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены — 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). Интернированы в нейтральных портах до конца войны — 6 (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта). Во Владивосток прорвались безбронный крейсер «Алмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». Большой транспорт «Анадырь» вернулся в Россию обратным путем.
Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек (из них 209 офицеров). Ранены 363 человека (из них 172 офицера). В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них только 870 прорвались во Владивосток.
Что же касается экономических, политических и моральных потерь России, то переоценить их практически невозможно.
Изображение: журнал «Нива», 1904 год
Из заключения Следственной комиссии по выявлению обстоятельств Цусимского боя: «Отправляясь 2 октября 1904 года в дальнее плавание эскадра представляла по своему составу случайное собрание судов разновременной постройки, разных типов и разных мореходных качеств».
А. Новиков-Прибой: «Этот сброд разнотипных и разношерстных судов при нашей безалаберности являет собою только пародию на боевую эскадру».
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Проблема угля стала одной из главных для русских кораблей во время перехода на Дальний Восток. Большинство из них не были предназначены для длительных переходов, и помещений для хранения большого количества угля у них просто не было (за исключением броненосца «Ослябя»). Потребление угля тяжелыми броненосцами типа «Бородино» при скорости в 10 узлов составляло 110 тонн в сутки! При самой полной загрузке эскадра могла пройти только 1500 миль, в то время как расстояние между портами заправки составляло порой 2000 или 2300 миль.
Такое положение объясняется еще и тем, что все предназначенные для дальних переходов суда были уже значительно раньше включены в 1-ю Тихоокеанскую эскадру, которая в полном составе погибла в Порт-Артуре и сражениях вокруг него.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Авантюрность замысла похода 2-й Тихоокеанской эскадры многими объяснялась дипломатической необходимостью. Мол, эскадра дальше Мадагаскара не пойдет, а при малейшем успехе сухопутной армии Куропаткина ее наличие в океане может быть использовано для давления на Токио, чтобы заставить подписать Японию удобный для России мирный договор.
Телеграмма Императора Николая II командующему 2-й Тихоокеанской эскадрой генерал-адъютанту Рожественскому (15 октября 1904 года):
«Мысленно душою с вами и Моей дорогой эскадрой. Уверен, что недоразумения скоро кончатся. Вся Россия с верою и крепкой надеждой взирает на вас».
Ответ на телеграмму и приказ по эскадре З.П. Рожественского:
«Эскадра единодушно душою у Престола Вашего Императорского Величества».
«Так ведь, товарищи, что повелел Царь, то и сделаем. Ура!».
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Виноват ли командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой Рожественский в разгроме русского флота в Цусимском сражении и, если да, то насколько? Большинство современников и исследователей последующих лет считали, что вина его несомненна. Так, председатель Комитета министров С.Ю. Витте считал Рожественского человеком «странным и ограниченным». Новиков-Прибой обвинял в грубости, высокомерии, презрительном отношении к подчиненным и самодурстве.
В то же время вице-адмирал Витгефт полагал, что «только Рожественский силою своего железного характера, своей работою день и ночь и принятием крутых мер смог установить на судах порядок».
Узнав во время стоянки на Мадагаскаре, что Порт-Артур пал, Рожественский мог повернуть эскадру домой, но не сделал этого...
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам был младшим флагманом 2-й Тихоокеанской эскадры и держал флаг на эскадренном броненосце «Ослябя». Рожественский доверял ему больше других и потому поручил командование 2-м броненосным отрядом в путешествии через Суэцкий канал к Корейскому проливу. 16 апреля 1905 года у Фелькерзама случился инсульт, и за несколько дней до Цусимского сражения он умер. О его смерти условленным кодированным сигналом («На броненосце сломалась шлюпбалка») известили командующего эскадрой Рожественского. Однако флаг Фелькерзама не был спущен, и командиры кораблей эскадры до начала боя так и не узнали о его смерти. Тело покойного адмирала хранилось в холодильнике броненосца «Ослябя» и вместе с ним ушло на дно Цусимского пролива.
Небогатов о Рожественском: «Первой причиной нашего поражения при Цусиме была нехватка судов и их плохая укомплектованность экипажем. Второй причиной был командующий нашей эскадрой — адмирал Рожественский».
Рожественский об Энквисте: «Это такая невообразимая рохля, что даже и я не мог ожидать. И глуп, и вдобавок глух настолько, что часто путает только потому, что воображает, будто слышит то, чего ему не говорили».
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Командир эскадренного броненосца «Ослябя» — капитан 1-го ранга В.И. Бэр (погиб).
Командир эскадренного броненосца «Император Александр III» — капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов (погиб).
Командир эскадренного броненосца «Орел» — капитан 1-го ранга Н.В. Юнг (погиб).
Командир эскадренного броненосца «Князь Суворов» — капитан 1-го ранга В. В. Игнациус (погиб).
Командир эскадренного броненосца «Наварин» — капитан 1-го ранга Б.А.Фитингоф (погиб).
Командир эскадренного броненосца «Бородино» — капитан 1-го ранга П. И. Серебренников (погиб).
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Эскадренный броненосец «Князь Суворов».
Командир — капитан 1-го ранга В.В. Игнациус (погиб).
Введен в строй 27 августа 1904 года. Экипаж 47 офицеров, 903 матроса.
Флагманский броненосец командующего эскадрой З.П. Рожественского. Современный и хорошо вооруженный корабль, водоизмещением 14 200 тонн (полное 15 275 тонн). Экипаж 47 офицеров, 903 матроса. Размеры: длина — 118,7 метра., ширина - 23,2 метра, осадка - 8,9 метра. Скорость хода — 17,6 узлов. Силовая установка: две паровые машины. Вооружение: 4 х 305-мм орудия, 12 х 152-мм орудий, 20 х 75-мм орудий, 20 х 47 мм и 2 x 37-мм пушки Гочкиса, 2 х 63 мм пушки Барановского, 4 торпедных аппарата.
Изображение: журнал «Нива», 1904 год
«Князь Суворов» первым во главе колонны главных сил вступил в бой (в 13:45). И почти сразу же был тяжело поврежден, потерял управление и значительную часть артиллерии, на корабле начались пожары. Командир — капитан 1-го ранга Игнациус — был убит во время тушения пожара, когда на него рухнула сбитая снарядом передняя дымовая труба.
Рожественский был ранен и позже снят с горящего флагмана миноносцем «Буйный» вместе с 19 членами его штаба.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Находясь на мостике вице-адмирал Рожественский был ранен осколками в голову, спину и правую ногу. Позднее осколок попал в левую ногу, перебив нерв, ступня оказалась парализованной.
Вот как описывают эвакуацию Рожественского В.И. Семенов: «Адмирала схватили под руки, подняли... но едва он ступил на левую ногу, как застонал и лишился сознания. Адмирала с большими усилиями, разорвав на нем платье, протащили сквозь узкое отверстие заклиненной двери башни на кормовой срез... Затем поспешно протащили на руках с кормового на носовой срез узкими проходами между башней и раскаленным бортом верхней батареи, и отсюда по спинам людей спустили, почти сбросили на миноносец, выбрав момент, когда этот последний поднялся на волне и мотнулся в нашу сторону. Ура! Адмирал на миноносце!..»
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Почти полностью разбитый и неуправляемый «Князь Суворов» продолжал яростно сопротивляться, отбивая многочисленные атаки японских крейсеров и эсминцев. Примерно в 19:30, превращенный в груду горящего металла, но продолжая стрелять, «Суворов» перевернулся и затонул вместе с 935 членами экипажа.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
В результате ранения и невозможности исполнения своих обязанностей вице-адмиралом Рожественским фактически уже через 20 минут после начала боя русская эскадра полностью лишилась не только инициативы, но и руководства вообще. Как следствие мощные русские броненосцы были разбиты и потоплены по одиночке организованными и сосредоточенными действиями японских тяжелых кораблей и групп миноносцев. А русские крейсеры рассеяны в разные стороны, уничтожены, сдались или бежали в нейтральные порты.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Эскадренный броненосец «Император Александр III».
Командир — капитан 1-го ранга Н.М. Бухвостов (погиб).
Введен в строй 12 октября 1903 года. Водоизмещение 14 200 тонн. Экипаж 30 офицеров и 837 матросов.
«Александр III» возглавил боевую колонну русских кораблей после выхода из строя флагманского броненосца. Вскоре сам получил тяжелые повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Потеряв управление, стал отставать от колонны. В 18:48 попал под плотный обстрел шести японских крейсеров и через две минуты перевернулся на правый борт. Крейсер «Изумруд» подошел к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре. Никто из команды броненосца не спасся, поэтому обстоятельства его боя и гибели неизвестны.
Изображение: «Русско-японская война на суше и на море», Санкт-Петербург, 1905 год
Эскадренный броненосец «Бородино».
Командир — капитан 1-го ранга П.И. Серебренников (погиб).
Вступил в строй в сентябре 1904 года. Водоизмещение 14 300 тонн. Экипаж 871 человек.
Бородино» шел третьим в колонне 1-го броненосного отряда. В 14:12 получил первое серьезное попадание снаряда. В 14:40, сменив поврежденного «Александра III» во главе колонны, броненосец «Бородино» вел эскадру практически до конца дневного боя, пытаясь прикрыть разбитый флагманский корабль и выполнить приказ адмирала — вести эскадру на прорыв во Владивосток.
Примерно в 19:10 в носовую башню броненосца попал тяжелый снаряд. Раздался страшный взрыв. Столб пламени и дыма поднялся на высоту дымовых труб. Броненосец повалился на правый борт, опрокинулся и затонул. Из 866 человек команды, находившихся на корабле в момент боя, спасся единственный матрос — марсовый Семен Ющин был подобран японским миноносцем.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Эскадренный броненосец «Орел».
Командир — капитан 1-го ранга Н.В. Юнг (погиб).
Вступил в строй 1 октября 1904 года. Водоизмещение 14 400 тонн. Экипаж 806 человек.
Единственный доживший до утра следующего дня (28 мая, по новому стилю) броненосец первого отряда вступил в бой несколько позже других из-за неудачных маневров всей эскадры. Получил тяжелые повреждения, но спасся благодаря наступившей темноте. Командир броненосца был смертельно ранен, 25 членов команды убито, 98 ранено, в носовой 12-дюймовой орудийной башне оторвана часть ствола левого орудия, в кормовой башне оставалось лишь два снаряда. В целом ущерб оказался таким, что судно фактически стало небоеспособным.
Утром присоединился к оставшимся в строю кораблям контр-адмирала Н.И. Небогатова, который получил командование эскадрой после ранения Рожественского. Этот отряд попытался уйти во Владивосток, но вскоре был окружен японцами и сдался в плен, не продолжая боя.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Эскадренный броненосец «Ослябя».
Командир — капитан 1-го ранга В.И. Бэр (погиб).
Заложен в 1898 году, вступил в строй летом 1903 года. Водоизмещение 14 400 тонн. Экипаж 778 человек.
Из-за неудачного маневра эскадры флагман второго броненосного отряда вынужден был застопорить машины, став отличной мишенью для шести-восьми японских броненосных крейсеров уже в первые минуты боя. Попадания начались почти сразу. Третий снаряд ударил в незащищенную броней носовую часть корабля, вырвав левый клюз и разворотив весь бок. К моменту, когда корабль снова дал ход, он уже был так сильно поврежден, что не мог держать строй.
Около 14:30 горящий «Ослябя» с креном на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь. Командир капитан 1-го ранга Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Десять минут спустя «Ослябя» лег на борт и вскоре затонул. Подошедшие миноносцы подняли из воды 376 человек, однако 27 из них впоследствии погибли.
Изображение: «Русско-японская война на суше и на море», Санкт-Петербург, 1905 год
Эскадренный броненосец «Сисой Великий».
Командир — капитан 1-го ранга М.В.Озеров (взят в плен после гибели корабля).
Вступил в строй в 1896 году. Водоизмещение 10 400 тонн. Экипаж 586 человек.
В ходе дневного боя броненосец, шедший в составе 2-го броненосного отряда, получил 14 попаданий снарядами 152-305 мм, при этом погибло 20 членов экипажа и 46 получили ранения. Ночью корабль был торпедирован японскими миноносцами. Утром с сильным креном ему удалось добраться до острова Цусима, где его поджидали три японских вспомогательных крейсера и миноносец. Видя обреченность своего корабля, Озеров разрешил команде сдаться. Броненосец затонул в трех милях от берега при этом погибли еще 39 человек.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Эскадренный броненосец «Наварин».
Командир — капитан 1-го ранга Б.А. Фитингоф (погиб).
Вступил в строй 1896 году. Водоизмещение 10 200 тонн. Экипаж 26 офицеров и 596 матросов.
В дневной части боя устаревший броненосец серьезных повреждений не получил. Интенсивный огонь японцы сосредоточили на более современных русских кораблях. Тем не менее попадания в него были.
Изображение: журнал «Нива», 1904 год
Ночью «Наварин» атаковали два десятка японских миноносцев. Некоторое время броненосцу удавалось успешно от них отстреливаться, но затем торпеда попала в корму, которую быстро стало заливать водой. Следующая торпеда угодила в центральную часть судна, однако выпустивший ее миноносец был тут же потоплен артиллерийским огнем. Сильно накренившись, броненосец продолжал тихо двигаться вперед. Правым бортом он уже лежал в воде, когда в него попали еще две торпеды. «Наварин» перевернулся, раздавив немногие шлюпки, которые перед самой гибелью удалось спустить в воду. Из 622 человек экипажа спаслись только три матроса, которых подняли из воды японцы на следующий день.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Эскадренный броненосец «Император Николай I».
Командир — капитан 1-го ранга В.В. Смирнов (сдался в плен).
Вступил в строй 1891 году. Водоизмещение 9 600 тонн. Экипаж 31 офицер и 585 матросов.
Устаревший броненосец, на котором держал флаг контр-адмирал Н.И. Небогатов. В ходе дневного боя «Император Николай I» серьезных повреждений не получил. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Однако более 2/3 боезапаса броненосец истратил, нанеся заметный ущерб нескольким японским тяжелым кораблям. Вступив в командование эскадрой, Небогатов попытался уйти во Владивосток, но был окружен японцами и сдался в плен, посчитав, что этим он спасает жизни многим матросам и офицерам.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин».
Командир — капитан 1-го ранга С.И. Григорьев (сдался в плен).
Вступил в строй в 1897 году. Водоизмещение 4900 тонн. Экипаж 21 офицер и 385 матросов.
Тихоходные броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков», входившие в отряд контр-адмирала Н.И. Небогатова, были вооружены 256-мм орудиями, хотя и дальнобойными, но неудачными по своей конструкции. Эти корабли не предназначались для океанского плавания, а потому не обладали достаточной мореходностью и имели пониженные маневренные качества.
В Цусимском бою «Адмирал Сенявин» оказался единственным из 24 кораблей главных сил обеих сторон не получившим прямых попадании, имея троих раненых от близких разрывов. По решению контр-адмирала Н.И. Небогатова был сдан японцам, которые переименовали его в «Мишима».
Изображение: из собрания П. Каменченко
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин».
Командир — капитан 1-го ранга Н.Г. Лишин (сдался в плен).
Вступил в строй в 1899 году. Водоизмещение 4650 тонн. Экипаж 18 офицеров и 400 матросов.
Во время дневного боя «Апраксин» держался в кильватере «Императора Николая I» в колонне кораблей, которую вел адмирал Н.И. Небогатов. Тяжелых повреждений броненосец не получил, на нем были убиты два и ранено десять человек. В течение ночи броненосец отражал атаки японских миноносцев и сумел не отстать от главных сил отряда. Утром, попав в окружение японских крейсеров, офицеры и команда броненосца, по мнению очевидцев, были готовы сражаться до последнего и умереть. Однако огонь был прекращен из-за того, что на «Императоре Николае I» взвился сигнал о сдаче. Комендоры выбросили за борт замки мелких орудий и прицелы. На борт была высажена японская призовая команда, и «Апраксин» направился в японский порт.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков».
Командир — капитан 1-го ранга В.Н. Миклуха (погиб).
Вступил в строй в 1893 году. Водоизмещение 4650 тонн. Экипаж 21 офицер и 385 матросов.
«Адмирал Ушаков» погиб последним из броненосцев русской эскадры. В первый день сражения он получил две подводные пробоины. В результате затопления отсеков трюма скорость и без того тихоходного броненосца упала до 10 узлов. Ночью корабль отстал от основных сил, но избежал атак японских миноносцев. Утром было решено прорываться к Владивостоку. По пути корабль встретил японские броненосные крейсера, огневая мощь которых в несколько раз превосходила его собственные возможности.
Подвиг и трагедия «Адмирала Ушакова» состояли в том, что отказавшись сдаться, броненосец героически погиб, расстрелянный с недоступного для его орудий расстояния. Из команды броненосца погибли 7 офицеров, 3 унтер-офицера и 84 матроса.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой З.П. Рожественский был против «укрепления» своих сил броненосцами 3-й Тихоокеанской эскадры Небогатова, считая, что они не только не повысят его боевую силу, но и увеличат уже имеющийся балласт 2-й эскадры. В частной переписке с женой он называл устаревшие и тихоходные корабли Небогатова «хламом» и «рухлядью».
Уже то, что эти корабли добрались-таки до Японии стало подвигом. Еще один подвиг совершил командир «Адмирала Ушакова» и команда броненосца береговой обороны, отказавшись сдаться, многократно превосходящему в силе противнику и погибнув в неравном бою.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Командир броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» — капитан 1-го ранга В.Н. Миклуха (погиб).
Командир бронепалубного крейсера I-го ранга «Аврора» — капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев (погиб).
Командир броненосного крейсера I-го ранга «Адмирал Нахимов» — капитан 1-го ранга А.А. Родионов (взят в плен).
Командир бронносного крейсера I-го ранга «Дмитрий Донской» — капитан 1-го ранга И.Н. Лебедев (умер от ран).
Командир бронепалубного крейсера II-го ранга «Изумруд» — капитан 2-го ранга В.Н. Ферзен (взорвал крейсер, в бухте Владимира).
Командир бронепалубного крейсера I-го ранга «Олег» — капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский (интернирован в Маниле).
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Броненосный крейсер I-го ранга «Адмирал Нахимов».
Командир — капитан 1-го ранга А.А. Родионов (взят в плен).
Строительство начато в 1884 году. Вступил в строй в 1888 году. Водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 23 офицера и 549 матросов.
Предельно устаревший и одряхлевший от многолетних походов тихоходный крейсер проявил себя в тяжелейших условиях Цусимского сражения более чем достойно. Пока все не смешалось, «Адмирал Нахимов» замыкал колонну, которую вначале боя вел «Князь Суворов». В первый день крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью был торпедирован в правый борт. По данным экипажа, в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова, даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8-дюймовых башен. Из-за пробоины в носу «Адмирал Нахимов» вынужден был идти кормой вперед, но упорно пытался пробиться во Владивосток. И лишь когда все возможности борьбы за спасение корабля были исчерпаны, Родионов согласился его затопить. Капитан и штурман Клочковский до последней секунды оставались на мостике тонущего крейсера и лишь после его гибели были подобраны японцами. Всего на «Нахимове» погибли 46 человек.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Олег» .
Командир — капитан 1-го ранга Л.Ф. Добротворский (интернирован в Маниле).
Вступил в строй 1904 году. Водоизмещение 6950 тонн. Экипаж 576 человек.
Флаг младшего флагмана контр-адмирала О.А. Энквиста. В самом начале сражения Рожественский отказался от идеи использовать бронепалубные крейсеры в строю броненосцев и приказал Энквисту охранять транспорты. За флагманом шли «Аврора», «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской».
Японцы выставили против русских крейсеров 14 кораблей с подавляющим суммарным превосходством артиллерии, даже без учета качества снарядов. Первое попадание «Олег» получил около 15:00. Вскоре на крейсере возникло несколько пожаров. Всего «Олег» получил 14 попаданий. Было убито 15 членов экипажа и ранено 36. От окончательного расстрела «Олега» и «Аврору» спасли быстрота и частая смена ходов. Ближе к ночи в атаку пошли японские миноносцы, выпустившие 17 торпед, от которых крейсер уклонялся быстрой переменой курса.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Утром следующего дня из-за бедственного положения «Олега» Энквист перенес свой флаг на «Аврору» и принял командование этим кораблем, после чего оба крейсера и примкнувший к ним «Жемчуг» решили идти в Манилу. После захода в порт русские корабли были интернированы по распоряжению американских властей и с разрешения русского правительства.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» .
Командир — капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев (погиб).
Вступил в строй 1900 году. Водоизмещение 7130 тонн (полное). Экипаж 20 офицеров и 550 матросов.
В сражении крейсеров «Аврора» следовала в кильватере «Олега», которым командовал контр-адмирал О.А. Энквист, повторяя его маневры. Крейсер получил серьезные повреждения от попадания 10 снарядов. 16 человек было убито и 83 ранено. Для выравнивания возникшего из-за множественных попаданий в подводную часть крена были затоплены угольные ямы левого борта. В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечен, но продолжал развеваться над крейсером.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
На следующий день из-за бедственного положения «Олега» Энквист перенес свой флаг на «Аврору» и принял командование этим кораблем, так как А.К. Небольсин, командовавший крейсером после смерти Егорьева, был сам ранен в бою. После этого «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» ушли в Манилу, где были интернированы по распоряжению американских властей и с разрешения русского правительства.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Броненосный крейсер I-го ранга «Дмитрий Донской».
Командир — капитан 1-го ранга И.Н. Лебедев (умер от ран).
Заложен в 1881 году. Вступил в строй в 1886 году. Водоизмещение 5800 тонн. Экипаж 23 офицера и 492 матроса.
Старый крейсер с честью сражался в цусимском бою в составе колонны контр-адмирала Энквиста. В один из моментов боя «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и «Аврора» смогли выйти из боя. Тихоходный «Дмитрий Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и пошел во Владивосток.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Из всех кораблей 1-го ранга «Дмитрий Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания. У острова Дажелет в Японском море он остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились шесть японских быстроходных крейсеров и 4 миноносца, которые атаковали одинокий корабль. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Дмитрий Донской» сумел подбить два вражеских крейсера, но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь уже не смог. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира, а к утру крейсер затонул, не спустив флага. Всего на крейсере оказалось около 60 человек убитых и более 150 раненых.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Броненосный крейсер I-го ранга «Владимир Мономах».
Командир — капитан 1-го ранга В.А. Попов (взят в плен).
Заложен в 1881 году. Вступил в строй в 1883 году. Водоизмещение 5900 тонн. Экипаж 497 человек.
Сильно устаревший и тихоходный броненосный крейсер «Владимир Мономах» с началом сражения главных сил замыкал колонну крейсеров контр-адмирала Энквиста. Во время дневного боя крейсер получил лишь пять попаданий (1 убитый, 16 раненых). Около 16:00 тяжелый снаряд, взорвавшийся возле носового 152-мм элеватора, вызвал сильный пожар, который едва не привел к взрыву боезапаса.
Ночью крейсер отбил три атаки миноносцев, но был торпедирован в носовую часть правого борта. Попытки подвести пластырь окончились неудачно. Слабые от старости переборки корабля не выдерживали напора воды и ломались. Были залиты обе котельные и правое машинное отделение.
Попов направил крейсер к корейскому берегу, чтобы выброситься на камни, но дошел лишь до острова Цусима, где был настигнут японскими судами. Крен корабля уже достиг 18 градусов и вести ответный огонь могли лишь 75-мм орудия при предельном угле снижения. Были открыты кингстоны и крейсер быстро затонул. Экипаж был принят на борт японскими вспомогательными крейсерами. Всего во время сражения на «Владимире Мономахе» погибло 13 человек и было ранено 37 членов экипажа.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1904 год
Броненосный крейсер I-го ранга «Светлана».
Командир — капитан 1-го ранга С.П. Шеин (погиб).
Заказан в 1895 году. Вступил в строй в 1896 году. Водоизмещение 3727 тонн. Экипаж 457 человек.
Задача «Светланы» состояла в охранении транспортов. За время боя в нее попало лишь несколько снарядов, но один из них пробил корпус под водой, и вода затопила погреба. Отставший от отряда Энквиста, с дифферентом на нос крейсер вышел из боя в сопровождении миноносца «Быстрый».
Капитан 1-го ранга Шеин решил подойти к берегу Кореи, чтобы завести пластырь, заделать пробоину, а затем идти во Владивосток вдоль корейского берега. Около 7 утра за кормой показались японские крейсера. Имея возможность вести бой только двумя кормовыми 6-дюймовыми орудиями, крейсер получил несколько пробоин у ватерлинии. Когда закончились снаряды и были полностью выведены из строя машины, командир приказал экипажу эвакуироваться в воду, а крейсер затопить открытием кингстонов.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
«Светлана» скрылась под водой в 11:08. Люди спасались на подручных средствах, поскольку шлюпки к этому времени давно уже были разбиты. Японцы продолжали вести огонь до полного затопления корабля, и многие русские моряки погибли от взрывов уже в воде. Затем японский отряд погнался за «Быстрым», а команда крейсера была через два часа поднята на борт подошедшего японского вспомогательного крейсера.
Всего убиты, утонули и умерли от переохлаждения 170 человек, включая командира, ранены 36.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Бронепалубный крейсер II-го ранга «Жемчуг».
Командир — капитан 2-го ранга П.П. Левицкий (интернирован в Маниле).
Вступил в строй в сентябре 1904 года. Водоизмещение 3 380 тонн. Экипаж 11 офицеров и 333 матроса.
В начале сражения крейсер по приказу вице-адмирала Рожественского расположился на траверзе броненосца «Орел». Во время боя «Жемчуг» неоднократно пытался идти на спасение команд гибнущих под обстрелом больших броненосцев, но каждый раз сам получал попадания и вынужден был отступить. В дальнейшем командир «Жемчуга» счел за лучшее уже не приближаться к броненосцам, чтобы не рисковать крейсером.
Всего за дневной бой «Жемчуг» получил 17 попаданий, причинивших повреждения дымовым трубам, и, незначительные — корпусу корабля. Погибло 12 человек, в том числе два офицера, около тридцати человек получили ранения. После того как «Жемчуг» присоединился к отряду крейсеров контр-адмирала Энквиста, он проделал вместе с ним весь путь до Манилы.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Бронепалубный крейсер II-го ранга «Изумруд»Вступил в строй в 1904 году. Водоизмещение 3130 тонн. Экипаж 354 человека.
Как только на флагмане был поднят сигнал «тревога», крейсер «Изумруд» с миноносцами «Буйный» и «Бравый» в кильватере перешел с левого траверза колонны броненосцев на правую ее сторону, на траверз «Осляби». Во время боя вел успешный огонь по неприятелю, удачно маневрируя от японских снарядов, при этом получил всего три попадания без потерь среди экипажа. Всего же за время сражения на крейсере было 7 раненых. Оказался единственным крейсером, не бросившим эскадру броненосцев после боя и ночью охранял ее остатки от атак миноносцев. Утром по приказу контр-адмирала Небогатова вел активную разведку. Разобрав сигнал Небогатова с приказом сдаться, барон Ферзен опросил находившихся рядом офицеров и приказал идти на прорыв. В случае неудачи он решил выбросить свой корабль на японский берег и взорвать его. Станция беспроволочного телеграфа была включена на полную искру, забивая переговоры неприятеля. Бросившиеся в погоню японские крейсера начали отставать, и в 14:00 пропали за горизонтом. Скрывшись от погони, «Изумруд» решил идти в бухту Владимира, с целью занять выгодную позицию для обороны и вызвать помощь из Владивостока. Однако ночью в бухте крейсер наскочил на рифы и не в силах с них сняться был взорван командой.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
«Изумруд» оказался единственным крейсером, не бросившим эскадру броненосцев после боя и ночью охранял ее остатки от атак миноносцев.
Утром по приказу Небогатова крейсер вел активную разведку. Разобрав сигнал контр-адмирала с приказом сдаться, барон Ферзен опросил находившихся рядом офицеров и приказал идти на прорыв. В случае неудачи он решил выбросить свой корабль на японский берег и взорвать его. Станция беспроволочного телеграфа была включена на полную искру, забивая переговоры неприятеля. Бросившиеся в погоню японские крейсера начали отставать, и в 14.00 пропали за горизонтом.
Скрывшись от погони, «Изумруд» решил идти в бухту Владимира, с целью занять выгодную позицию для обороны и вызвать помощь из Владивостока. Однако в темноте уже в бухте крейсер наскочил на рифы и не в силах с них сняться был взорван командой. Как оказалось, преждевременно.
Изображение: русская открытка из собрания П.Каменченко
Безбронный крейсер II-го ранга «Алмаз».
Командир — капитан 2-го ранга И. И. Чагин.
Вступил в строй 20 мая 1903 года. Водоизмещение 3 285 тонн. Экипаж 295 человек.
«Алмаз» можно назвать крейсером II-го ранга лишь с очень большой натяжкой. Это было «посыльное судно для Тихого океана», а фактически, яхта наместника на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева.
Во время боя «Алмаз», входивший в состав разведочного отряда, занял место в арьергарде эскадры, прикрывая транспорты. И хотя он не смог бы защитить их от нападения японских кораблей, в середине дня «Алмаз» первым открыл огонь по приблизившемуся японскому крейсеру, получив в ответ несколько попаданий.
Когда крейсеры контр-адмирала Энквиста стали в сумерках быстро уходить на юг, Чагин решил пробиваться к Владивостоку самостоятельно.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Для прорыва во Владивосток штурманским офицером «Алмаза» Н.М.Григоровым был выбран вариант идти вдоль западного берега Японии. На скорости 18 узлов крейсер за ночь преодолел опасную зону и утром оказался в открытом море.
Во Владивосток, кроме «Алмаза», сумели прорваться лишь миноносцы «Бравый» и «Грозный». В ходе сражения «Алмаз» получил 29 попаданий, вызвавших незначительные повреждения, и сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Командир эскадренного миноносца «Бравый» — лейтенант П.П. Дурново. Пришел во Владивосток.
Командир эскадренного миноносца «Блестящий» — капитан 2-го ранга А.С. Шамов. Погиб.
Командир транспорта «Камчатка» — капитан 2-го ранга А. И. Степанов 2-й. Погиб.
Командир эскадренного миноносца «Бодрый» — капитан 2-го ранга П.В. Иванов. Интернирован в Шанхае.
Командир безбронного крейсера 2-го ранга «Алмаз» — капитан 2-го ранга И. И. Чагин. Пришел во Владивосток.
Командир эскадренного миноносца «Грозный» — капитан 2-го ранга К.К. Андржиевский Пришел во Владивосток, ранен.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Вице-адмирал Рожественский о миноносцах 2-й Тихоокеанской эскадры: «Миноносцы обратились в полный хлам. Если бы не зазорно было изводить русскую публику сюрпризами, следовало бы все семь миноносцев бросить здесь (на Мадагаскаре) разрушенными до конца войны. Только затем, чтобы отсрочить этот позор, я поведу их через Индийский океан на буксирах, будут они, следовательно, большим тормозом для эскадры без всякой надежды на исправление в пути. А значит, в конце концов придется-таки отправить их в Сайгон разоружиться рядом с "Дианой"».
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Русские миноносцы непосредственно в бою не участвовали, занимаясь в основном спасательными операциями: «Буйный» (повредил винт о плавающие обломки), «Бравый» (получил попадание снарядом в кочегарку), «Быстрый», «Грозный», «Блестящий». Особенно отличился последний, бросившись под обстрелом поднимать из воды моряков с «Осляби», хотя сам уже получил попадание снарядом с затоплением помещений. В ходе этой операции миноносец получил второе попадание, которым был убит командир. Экипаж «Буйного» также проявил инициативу и мужество при спасении людей. Зато «Бедовый» в нарушение всех приказов бросил поврежденный «Суворов» и самовольно присоединился к отряду крейсеров. «Быстрый» также не оказал помощи «Суворову» и просто шел под защитой броненосцев. «Безупречный», «Бодрый», «Громкий», «Грозный» следовали с крейсерами, как им и было приказано. Все они к концу боя оказались под защитой левого, нестреляющего борта русских броненосцев.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Эскадренный миноносец «Грозный».
Командир — капитан 2-го ранга К.К. Андржиевский (ранен).
Спущен на воду 6 июля 1904 года. Водоизмещение 404 тонн. Экипаж 4 офицера и 68 матросов.
Во время Цусимского сражения принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. На рассвете «Грозный» у выхода из Корейского пролива присоединился к миноносцу «Бедовый», на котором находился раненый вице-адмирал Рожественский. У острова Дажелет русские миноносцы были замечены японцами, которые сразу устремились в погоню. Увеличив ход, «Грозный» приблизился к «Бедовому», с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира «Грозного», почему не принять бой, ответа не последовало. В этот момент японские корабли открыли огонь. «Грозный» начал уходить от противника, а миноносец «Бедовый» поднял флаг Красного Креста и белый флаг.
В погоню за «Грозным» пустился японский миноносец «Кагеро». В произошедшем бою оба миноносца получили повреждения. В результате японский миноносец прекратил погоню. На «Грозном» было 6 пробоин, из них одна подводная, убито 4 и ранено 3 человека, в том числе командир. Чтобы дойти до Владивостока миноносцу пришлось сжечь в топках все деревянные вещи, включая рундуки и шлюпки. «Грозный» стал одним из трех кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, достигших Владивостока после боя.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Эскадренный миноносец «Безупречный».
Командир — капитан 2-го ранга И.А. Матусевич (погиб).
Спущен на воду 30 июля 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матроса.
«Безупречный» находился в распоряжении контр-адмирала Энквиста. Утром 28 мая миноносец был атакован японскими крейсером и миноносцем. После часового боя русский корабль был потоплен. С него не спаслось ни одного человека, и о его последних минутах ничего не известно. Вместе с «Безупречным» погибли 5 офицеров, 2 кондуктора и 66 нижних чинов.
Изображение: «Русско-японская война на суше и на море», Санкт-Петербург, 1905 год
Эскадренный миноносец «Бедовый».
Командир — капитан 2-го ранга Н.В. Баранов (сдался в плен).
Во время Цусимского сражения «Бедовый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении флагманского броненосца «Князь Суворов». В бою миноносец не выполнил своей задачи и не снял экипажи с гибнущих броненосцев.
На следующее утро на «Бедовый» с поврежденного «Буйного» перевели раненого вице-адмирала Рожественского со штабом. После этого миноносец совместно с «Грозным» направился во Владивосток. Около 3 часов утра русские корабли были настигнуты двумя японскими миноносцами. «Грозному» был отправлен приказ прорываться во Владивосток, а сам «Бедовый» решил сдаться. На миноносце подняли белый флаг и флаг Красного Креста, после чего корабль сдался подошедшему миноносцу «Садзанами» и был отконвоирован в Сасебо.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
После заключения мира и возвращения пленных. В июне-ноябре 1906 года в Особом присутствии военно-морского суда Кронштадтского порта состоялся процесс по делу о сдаче миноносца «Бедовый». Разбирательство проходило в условиях политической цензуры, разбирались лишь дела о сдаче кораблей в плен, но не об ответственности за поражение в битве.
Командир миноносца капитан 2-го ранга Н.В. Баранов и несколько других офицеров были признаны виновными в преступной сдаче миноносца «Бедовый» японцам и приговаривались к смертной казни через расстрел, но с ходатайством суда на имя императора о замене смертной казни на заточение в крепость на 10 лет или о еще большем смягчении наказания.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Эскадренный миноносец «Буйный».
Командир — капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев.
Эскадренный миноносец «Буйный» находился в распоряжении командира броненосца «Ослябя». Как только «Ослябя» начал тонуть, миноносец полным ходом подошел к гибнущему кораблю и под огнем начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Буйный» взял на борт 204 человека, после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасение экипажа броненосца.
После возвращения к эскадре на «Буйном» заметили горящий русский корабль. Им оказался флагманский броненосец «Князь Суворов». Под огнем неприятеля «Буйный» на сильной зыби подошел к наветренному борту броненосца. Каждую минуту хрупкий корпус миноносца могло раздавить о броню «Суворова». Тем не менее миноносец и снял с гибнущего броненосца З.П. Рожественского с частью его штаба.
Утром «Буйный» соединился с миноносцами «Бедовым» и «Грозным». К этому моменту на нем были серьезно повреждены машины и не хватало угля. Адмирал и штаб были переданы на «Бедовый», а команда перешла на крейсер «Дмитрий Донской». Миноносец затонул с поднятыми кормовым и стеньговыми флагами.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
Эскадренный миноносец «Бравый».
Командир — лейтенант П.П. Дурново.
Спущен на воду 29 июля 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матросов.
«Бравый» входил в состав 1-го отделения миноносцев, находясь в распоряжении контр-адмирала Небогатова. Как только «Ослябя» начал тонуть, миноносец полным ходом подошел к гибнущему броненосцу и под огнем начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Бравый» взял на борт более 150 человек, после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасательные работы. В это же время «Бравый» получил попадание 203-мм снаряда, который нанес кораблю сильные повреждения. На миноносце погибло девять человек, в их числе пять — из состава экипажа «Осляби», шестеро человек получили тяжелые ранения.
К вечеру поврежденный миноносец отстал от эскадры, и на нем было принято решение о самостоятельном прорыве во Владивосток. Для того чтобы сделать корабль менее приметным, на миноносце срубили мачту и красили трубы мелом. В пути подошел к концу уголь: в топку отправили все имевшееся дерево.
Утром 30 мая «Бравый» оказался без топлива в нескольких десятках миль от Владивостока. Помог искровой телеграф. Причем радиус его действия был увеличен при помощи поднятого над кораблем воздушного змея. «Бравый» стал подавать сигналы, принятые на радиостанции Владивостока. Навстречу ему был выслан миноносец с углем. «Бравый» стал одним из трех кораблей эскадры, достигших Владивостока.
За проявленную в бою инициативу и самостоятельный прорыв лейтенант Дурново был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Эскадренный миноносец «Бодрый».
Командир — капитан 2-го ранга П.В. Иванов
Спущен на воду 4 мая 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матроса.
«Бодрый» находился в распоряжении контр-адмирала Энквиста. Утром 28 мая он взял на борт команду с гибнущего миноносца «Блестящий». Было принято решение уйти в Шанхай, где принять уголь и попытаться самостоятельно прорваться во Владивосток. Но на следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 30 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса. Вскоре терпящий бедствие «Бодрый» был замечен с английского парохода, который на буксире привел русский корабль в Шанхай. Там миноносец разоружился до окончания военных действий.
Изображение: из собрания П. Каменченко
Вспомогательный безбронный крейсер «Урал».
Командир — капитан 2-го ранга М.К. Истомин (попал в плен).
Экипаж 19 офицеров и 491 матрос.
Изначально океанский лайнер «Шпрее», построенный в 1890 году в Штеттине, предназначался для трансатлантической линии Бремен — Саутгемптон — Нью-Йорк. В 1899 году был перестроен, после чего получил новое название — «Кайзерин Мария Терезия». В марте 1904 года российское Морское ведомство через посредническую фирму приобрело пароход якобы для Добровольного флота. В апреле бывший лайнер был вооружен и стал русским вспомогательным крейсером.
Во время Цусимского сражения «Урал» получил задание по охране транспортов. Огромный небронированный корабль стал удобной целью, и японцы накрыли его практически первым залпом. Всего в бою погибли 22 и были ранены 6 членов команды. Считая, что корабль обречен, Истомин перевел экипаж на транспорт «Анадырь» и другие суда эскадры. Не зная, что корабль покинут командой, японцы обстреляли «Урал» тяжелыми снарядами, но он продолжал держаться на воде и затонул только после попадания торпеды. Часть экипажа вместе с капитаном попала в плен.
Изображение: «Русско-японская война на суше и на море», Санкт-Петербург, 1905 год
Транспорт (мастерская) «Камчатка».
Командир — капитан 2-го ранга А.И. Степанов (погиб).
Вооруженный транспорт «Камчатка» после 17:00 получил несколько попаданий снарядов, в результате которых были повреждены машины. Транспорт остановился и стал легкой мишенью. Тем не менее, малокалиберные пушки «Камчатки» вели огонь по японским миноносцам, пытаясь прикрыть «Князя Суворова». После 18:30 транспорт был атакован легкими силами противника, расстрелян и затонул. Погибли 327 человек, из них 68 мастеровых.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Пароход Русского Восточно-Азиатского пароходства (угольный транспорт) «Корея» .
Вместе с эскадрой транспорт «Корея» прошел от Кронштадта до Цусимского пролива. Во время похода буксировал миноносцы и бункеровал углем крейсера. Во время последнего перехода был загружен углем, минами и большим количеством запасных частей для кораблей эскадры.
В начале Цусимского сражения шел замыкающим в колонне транспортов. В ходе боя получил одну крупную пробоину в районе угольных ям и незначительные повреждения надстроек (осколками было ранено 2 человека). В темноте потерял эскадру и некоторое время вместе с транспортом «Анадырь» следовал на юго-запад, но утром направился в Шанхай. Перед заходом в порт были выброшены за борт мины. 12 июня был интернирован в Шанхае. В ноябре 1905 года прибыл во Владивосток, где принимал участие в перевозке военнопленных из Японии.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Госпитальное судно Российского общества Красного Креста «Орел».
Командир — капитан 2-го ранга Я.К. Лахматов.
Введен в эксплуатацию в 1890 году. Водоизмещение 8175 тонн. Экипаж 87 человек.
Первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. В 1902 году был переоборудован во вспомогательный крейсер, а в 1904 году в госпитальное судно. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников. На судне было 9 палат, 444 койки, операционная, 2 перевязочные, стерилизационная, опреснитель, рентгенографический аппарат, лаборатория, аптека, пекарня.
Во время Цусимского сражения «Орел» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили это как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно, как военный приз.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Вооруженный транспорт «Анадырь» (5 французских 57-мм пушек) под командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В начале боя шел головным в колонне транспортов. Вместе с другими транспортами, спасая тонущий вспомогательный крейсер «Урал», попал под сильный обстрел. В суматохе протаранил борт буксира «Русь», который быстро затонул. После боя смог уйти на Мадагаскар, а затем вернулся в Россию.
Изображение: русская открытка из собрания П. Каменченко
С началом русско-японской войны «Кострома» (3574 тонны) была переоборудована под плавучий госпиталь на 200 коек и включена в состав отряда контр-адмирала Небогатова. 27 мая захвачена японским вспомогательным крейсером и отконвоирована в Сасебо. В июле того же года, в соответствии с Гаагской конвенцией, была освобождена и вернулась во Владивосток. В сентябре 1905 года пришла в Одессу, где была возвращена в состав Добровольного флота.
Изображение: «Иллюстрированная хроника Русско-японской войны», 1905 год
Морской буксирный пароход-спасатель «Свирь».
Выполнял функции посыльного судна. Во время Цусимского сражения спасал команды погибших русских кораблей, в том числе 95 человек из команды вспомогательного крейсера «Урал» и команду буксирного парохода «Русь». После завершения сражения, в котором погиб один член команды, был интернирован в Шанхае.
Изображение: журнал «Нива», 1905 год
Раскаивался ли в чем-то Рожественский?
8 марта 1906 года, уже вернувшись в Россию и будучи уволенным с морской службы, он писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был кричать на весь мир: Берегите же последние ресурсы флота! Не посылайте его на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры. Позором Цусимского боя я затмил все позоры армий и флотов. Русский народ проклял меня…»