Во имя Королевы, пролетариев и мертвых проституток Что покажут на фестивале нового британского кино в Москве

15 фото

В Москве 28 октября стартует шестнадцатый New British Film Festival — традиционный смотр главных за год достижений британской киноиндустрии, продолжающей генерировать как таланты, так и подлинные современные шедевры. В программе этого года: раздобревший Колин Фаррелл и постаревший Шерлок Холмс, мюзикл о мертвых проститутках и поэма о шотландском селе, детство на фоне Кубка мира по футболу и взросление под скорость, а также качественные соул-раритеты. Все главное — в гиде «Ленты.ру».

С 28 октября по 16 ноября, «Формула Кино Горизонт», Центр документального кино
Подробное расписание на официальном сайте фестиваля.

Таким Шерлока Холмса мы еще не видели: 93-летним, удалившимся на покой, разводящим пчел в глуши в графстве Кент, неумолимо теряющим память. Но главное — сыгранным сэром Иэном Маккелленом, легендой актерской профессии, который мгновенно придает великому сыщику те благородство и стать, которой по разным причинам не хватает Шерлокам Дауни и Ли Миллера, даже Камбербэтча. Сам фильм разбавляет неспешную пенсионную драму детективными флешбэками о его последнем деле, но надо иметь в виду — в первую очередь это преисполненная достоинства история умирания великого человека.

«Мистер Холмс»

Кадр из фильма «Мистер Холмс»

Таким Шерлока Холмса мы еще не видели: 93-летним, удалившимся на покой, разводящим пчел в глуши в графстве Кент, неумолимо теряющим память. Но главное — сыгранным сэром Иэном Маккелленом, легендой актерской профессии, который мгновенно придает великому сыщику те благородство и стать, которой по разным причинам не хватает Шерлокам Дауни и Ли Миллера, даже Камбербэтча. Сам фильм разбавляет неспешную пенсионную драму детективными флешбэками о его последнем деле, но надо иметь в виду — в первую очередь это преисполненная достоинства история умирания великого человека.

Отличаются ли по надрыву любовь 20-летних и 75-летних? Решительным «нет» отвечает удивительная по точности диагнозов и эмоциональной наблюдательности драма Эндрю Хэйга, в центре которой — прожившая вместе почти полвека пара, чьи отношения вдруг подрывает неожиданная новость о пережитой одним из них еще до знакомства трагедии. Хэйг бесстрастно наблюдает за процессом надлома любви, прошедшей до этого многие испытания, — а сам этот процесс претворяют в жизнь убедительные как никогда легенды кино Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни.

«45 лет»

Кадр из фильма «45 лет»

Отличаются ли по надрыву любовь 20-летних и 75-летних? Решительным «нет» отвечает удивительная по точности диагнозов и эмоциональной наблюдательности драма Эндрю Хэйга, в центре которой — прожившая вместе почти полвека пара, чьи отношения вдруг подрывает неожиданная новость о пережитой одним из них еще до знакомства трагедии. Хэйг бесстрастно наблюдает за процессом надлома любви, прошедшей до этого многие испытания, — а сам этот процесс претворяют в жизнь убедительные как никогда легенды кино Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни.

В английском кино всегда была сильна традиция романтических историй — новую главу в которой вписывает «Бруклин», иммигрантская мелодрама по сценарию известного писателя Ника Хорнби. Сирша Ронан играет здесь юную ирландку, отправившуюся в начале прошлого века за лучшей долей в Нью-Йорк. Как часто бывает с такими сюжетами, найдет она прежде всего любовь — причем по обе стороны океана. Трансатлантический любовный треугольник немного слащав — что с лихвой компенсирует смелая режиссура Джона Краули и неослабевающее чувство юмора.

«Бруклин»

Кадр из фильма «Бруклин»

В английском кино всегда была сильна традиция романтических историй — новую главу в которой вписывает «Бруклин», иммигрантская мелодрама по сценарию известного писателя Ника Хорнби. Сирша Ронан играет здесь юную ирландку, отправившуюся в начале прошлого века за лучшей долей в Нью-Йорк. Как часто бывает с такими сюжетами, найдет она прежде всего любовь — причем по обе стороны океана. Трансатлантический любовный треугольник немного слащав — что с лихвой компенсирует смелая режиссура Джона Краули и неослабевающее чувство юмора.

Английский кинематограф славится и политической сатирой — ее на Бритфесте представит «Военная книга» Тома Харпера. Харпер уже успел снять для BBC новую экранизацию «Войны и мира» (6 серий, на экранах зимой) — этот же хитроумный, куда более камерный полный метр сводит, что называется, войну и мир в пределах одной казенной комнаты. В помещении — десяток чиновников и экспертов; их задача — разработать сценарии государственной деятельности в случае ядерного удара по Ирану или Индии. Их кинематографическое предназначение — пережить за полтора часа обсуждения личный и общий кризис. Причем на потеху зрителю.

«Военная книга»

Кадр из фильма «Военная книга»

Английский кинематограф славится и политической сатирой — ее на Бритфесте представит «Военная книга» Тома Харпера. Харпер уже успел снять для BBC новую экранизацию «Войны и мира» (6 серий, на экранах зимой) — этот же хитроумный, куда более камерный полный метр сводит, что называется, войну и мир в пределах одной казенной комнаты. В помещении — десяток чиновников и экспертов; их задача — разработать сценарии государственной деятельности в случае ядерного удара по Ирану или Индии. Их кинематографическое предназначение — пережить за полтора часа обсуждения личный и общий кризис. Причем на потеху зрителю.

На реальных событиях и невымышленных персонажах не так уж часто выстраивают комедии — еще реже настолько обаятельные, как «Леди в фургоне». Гранд-дама британского кино Мэгги Смит играет здесь бездомную и, кажется, безумную старушку со всеми вытекающими деталями — от коричневых пятен на единственном пальто до соответствующего запаха и непокорного нрава. Женщина пятнадцать лет прожила в дряхлом мини-вэне, припаркованном у дома драматурга Алана Беннетта, — а тот написал о ней пьесу, которая теперь стала фильмом, уморительным, уютным, проникновенным.

«Леди в фургоне»

Кадр из фильма «Леди в фургоне»

На реальных событиях и невымышленных персонажах не так уж часто выстраивают комедии — еще реже настолько обаятельные, как «Леди в фургоне». Гранд-дама британского кино Мэгги Смит играет здесь бездомную и, кажется, безумную старушку со всеми вытекающими деталями — от коричневых пятен на единственном пальто до соответствующего запаха и непокорного нрава. Женщина пятнадцать лет прожила в дряхлом мини-вэне, припаркованном у дома драматурга Алана Беннетта, — а тот написал о ней пьесу, которая теперь стала фильмом, уморительным, уютным, проникновенным.

Как ни крути, главная премьера этого фестиваля — с успехом (приз за лучший сценарий) поучаствовавший в основном конкурсе Канн «Лобстер» грека Йоргоса Лантимоса (от Британии здесь финансирование — и английский язык диалогов). Это едкая антиутопия того типа, что история кинематографа почти не знает, — хотя бы потому что никто не додумывался до подобного сюжета. В мире ближайшего будущего преступным становится одиночество — и несчастные лузеры брачных игр получают всего месяц, чтобы найти пару, иначе их ждет превращение в любое, по собственному выбору, животное. Брошенный женой главный герой (Колин Фаррелл с уморительным брюшком и еще более смешной манерой присутствия в кадре) планирует стать лобстером. Как покажет фильм, остаться человеком — наказание даже более суровое. Также в кадре — онанисты-террористы, приспособленцы, бюрократы и, да, разнообразный животный мир.

«Лобстер»

Кадр из фильма «Лобстер»

Как ни крути, главная премьера этого фестиваля — с успехом (приз за лучший сценарий) поучаствовавший в основном конкурсе Канн «Лобстер» грека Йоргоса Лантимоса (от Британии здесь финансирование — и английский язык диалогов). Это едкая антиутопия того типа, что история кинематографа почти не знает, — хотя бы потому что никто не додумывался до подобного сюжета. В мире ближайшего будущего преступным становится одиночество — и несчастные лузеры брачных игр получают всего месяц, чтобы найти пару, иначе их ждет превращение в любое, по собственному выбору, животное. Брошенный женой главный герой (Колин Фаррелл с уморительным брюшком и еще более смешной манерой присутствия в кадре) планирует стать лобстером. Как покажет фильм, остаться человеком — наказание даже более суровое. Также в кадре — онанисты-террористы, приспособленцы, бюрократы и, да, разнообразный животный мир.

Такого фильма, как «Лондон-роуд», вы не видели никогда — и не факт, что еще увидите. Полумертвый жанр киномюзикла здесь оживает неожиданными и небанальными средствами: сюжет основан на реальном расследовании убийств пяти проституток, а полные энергии и остроумия песни («Здесь все такие нервные», «Это злой кровавый мир» и т.д.) — на подлинных свидетельствах коллег и соседей убитых. Почти документальный реализм сходится с фантазийностью музыкального жанра, проза жизни — с поэзией кино, Оливия Колман — с Томом Харди. И да, Харди тоже поет.

«Лондон-роуд»

Кадр из фильма «Лондон-роуд»

Такого фильма, как «Лондон-роуд», вы не видели никогда — и не факт, что еще увидите. Полумертвый жанр киномюзикла здесь оживает неожиданными и небанальными средствами: сюжет основан на реальном расследовании убийств пяти проституток, а полные энергии и остроумия песни («Здесь все такие нервные», «Это злой кровавый мир» и т.д.) — на подлинных свидетельствах коллег и соседей убитых. Почти документальный реализм сходится с фантазийностью музыкального жанра, проза жизни — с поэзией кино, Оливия Колман — с Томом Харди. И да, Харди тоже поет.

Режиссер «Песни заката» Теренс Дэвис — настоящий, без шуток, патриарх британского кино, автор некоторых из важнейших местных фильмов 1980-х («Далекие голоса, застывшие жизни» — неподдельный пролетарский шедевр, срочно посмотрите, если не видели). Если в 2000-х Дэвис надолго замолчал, то в последнее время вновь начал выдавать по фильму раз в 3-4 года — и каждый из них становится настоящим событием: никто другой не снимает с таким вниманием, теплотой, но и безжалостной горечью картины о мытарствах рабочих и крестьян британского ХХ века. Свежая «Песнь заката» — не исключение. Эта экранизация романа Льюиса Грассика Гиббона о трудной жизни и повседневных радостях и бедах шотландского села рубежа ХХ века воспевает грубую поэтичность простого человека, не отворачиваясь от его недостатков и врожденного, неизбежного зла.

«Песнь заката»

Кадр из фильма «Песнь заката»

Режиссер «Песни заката» Теренс Дэвис — настоящий, без шуток, патриарх британского кино, автор некоторых из важнейших местных фильмов 1980-х («Далекие голоса, застывшие жизни» — неподдельный пролетарский шедевр, срочно посмотрите, если не видели). Если в 2000-х Дэвис надолго замолчал, то в последнее время вновь начал выдавать по фильму раз в 3-4 года — и каждый из них становится настоящим событием: никто другой не снимает с таким вниманием, теплотой, но и безжалостной горечью картины о мытарствах рабочих и крестьян британского ХХ века. Свежая «Песнь заката» — не исключение. Эта экранизация романа Льюиса Грассика Гиббона о трудной жизни и повседневных радостях и бедах шотландского села рубежа ХХ века воспевает грубую поэтичность простого человека, не отворачиваясь от его недостатков и врожденного, неизбежного зла.

Звезда сериала «Отбросы» Роберт Шиэн (там его персонаж то и дело вступал в контакт с потусторонним миром) вновь имеет дело с мистикой в фантастической драме Дэвида Блэра «Посланник». Главный герой начал общаться с мертвецами еще ребенком — после суицида отца. Мучительный дар не оставляет его и во взрослом, не то чтобы счастливом возрасте — а Блэр ставит эту историю невыносимости иных талантов (как для их обладателей, так и для общества) без всяких спецэффектов, опираясь на одну лишь мощь актерского перформанса Шиэна и умолчание.

«Посланник»

Кадр из фильма «Посланник»

Звезда сериала «Отбросы» Роберт Шиэн (там его персонаж то и дело вступал в контакт с потусторонним миром) вновь имеет дело с мистикой в фантастической драме Дэвида Блэра «Посланник». Главный герой начал общаться с мертвецами еще ребенком — после суицида отца. Мучительный дар не оставляет его и во взрослом, не то чтобы счастливом возрасте — а Блэр ставит эту историю невыносимости иных талантов (как для их обладателей, так и для общества) без всяких спецэффектов, опираясь на одну лишь мощь актерского перформанса Шиэна и умолчание.

Мало какой формат стал в кино таким клише, как истории воспитания юных обаятельных изгоев, — тем похвальнее стремление внести в приунывший жанр нечто живое, особенно для дебютанта. «Просто Джим» — первый режиссерский проект актера Крейга Робертса, вообще-то на ролях прекрасных неудачников из Уэльса специализирующегося (например, в фильме «Субмарина»), но здесь взрывающего заезженный шаблон киноманским драйвом (в фильме легко увидеть как параллели с Дэвидом Линчем, так и аллюзии на образ Джеймса Дина) и готовностью уйти почти в сюрреализм. Робертс оставляет тайной ответ на вопрос, воображаем ли новый друг главного героя, свободолюбивый американский сосед в исполнении Эмиля Хирша.

«Просто Джим»

Кадр из фильма «Просто Джим»

Мало какой формат стал в кино таким клише, как истории воспитания юных обаятельных изгоев, — тем похвальнее стремление внести в приунывший жанр нечто живое, особенно для дебютанта. «Просто Джим» — первый режиссерский проект актера Крейга Робертса, вообще-то на ролях прекрасных неудачников из Уэльса специализирующегося (например, в фильме «Субмарина»), но здесь взрывающего заезженный шаблон киноманским драйвом (в фильме легко увидеть как параллели с Дэвидом Линчем, так и аллюзии на образ Джеймса Дина) и готовностью уйти почти в сюрреализм. Робертс оставляет тайной ответ на вопрос, воображаем ли новый друг главного героя, свободолюбивый американский сосед в исполнении Эмиля Хирша.

Именно эпоха Northern Soul — захватившей в 1970-х суровые, пролетарские районы английского севера моды на дискотеки под раритетный афроамериканский соул (и, что скрывать, под амфетамины) — в сущности, заложила дрожжи для рейв-революций будущих поколений британской молодежи. Фильм Элейн Константин это лихое время как прославляет, так и разоблачает, выстраивая на его фоне не всегда оригинальную, но гарантированно остроумную трагикомедию взросления одного рабочего паренька, скачущего по дансхоллам и девичьим постелям Ланкашира.

«Северный соул»

Кадр из фильма «Северный соул»

Именно эпоха Northern Soul — захватившей в 1970-х суровые, пролетарские районы английского севера моды на дискотеки под раритетный афроамериканский соул (и, что скрывать, под амфетамины) — в сущности, заложила дрожжи для рейв-революций будущих поколений британской молодежи. Фильм Элейн Константин это лихое время как прославляет, так и разоблачает, выстраивая на его фоне не всегда оригинальную, но гарантированно остроумную трагикомедию взросления одного рабочего паренька, скачущего по дансхоллам и девичьим постелям Ланкашира.

Дебют Коринны МакФарлэйн больше похож на работу режиссера, десятилетиями работавшего в жанре стылой, но бесконечно романтичной провинциальной мелодрамы — причем усугубленной сложными отношениями с религией. Дело в том, насколько грамотно «Тихий шторм» воспроизводит все столпы этого формата — да так, что те перестают быть клише и оживают в этой истории замкнутого берегами крошечного шотландского острова романа жены полубезумного викария (его самого, кстати, играет звезда сериала «Родина» Дэмиен Льюис) и юного преступника с душой поэта.

«Тихий шторм»

Кадр из фильма «Тихий шторм»

Дебют Коринны МакФарлэйн больше похож на работу режиссера, десятилетиями работавшего в жанре стылой, но бесконечно романтичной провинциальной мелодрамы — причем усугубленной сложными отношениями с религией. Дело в том, насколько грамотно «Тихий шторм» воспроизводит все столпы этого формата — да так, что те перестают быть клише и оживают в этой истории замкнутого берегами крошечного шотландского острова романа жены полубезумного викария (его самого, кстати, играет звезда сериала «Родина» Дэмиен Льюис) и юного преступника с душой поэта.

Даже самые кровавые и затяжные конфликты способны затихать перед лицом такого великого изобретения человечества, как футбол. Доказательство — вымышленный лишь отчасти фильм Джеймса Эрскина об объединившей (хотя и на время) Северную Ирландию поездке местной сборной на Кубок мира-1986. Главным героем Эрскин выводит малолетнего фаната из Белфаста, в мечтах обыгрывающего Бразилию с Моцартом от футбола Сократесом в составе; но не забывает фильм и о трениях между игроками, и о коротком примирении между католиками и протестантами.

«Целясь в Сократеса»

Кадр из фильма «Целясь в Сократеса»

Даже самые кровавые и затяжные конфликты способны затихать перед лицом такого великого изобретения человечества, как футбол. Доказательство — вымышленный лишь отчасти фильм Джеймса Эрскина об объединившей (хотя и на время) Северную Ирландию поездке местной сборной на Кубок мира-1986. Главным героем Эрскин выводит малолетнего фаната из Белфаста, в мечтах обыгрывающего Бразилию с Моцартом от футбола Сократесом в составе; но не забывает фильм и о трениях между игроками, и о коротком примирении между католиками и протестантами.

Документалка Дэвида Уилкинсона — подлинная сенсация, которая не шумит громче только в силу независимости собственного происхождения и силы стереотипов, царящих в киноиндустрии. Ветеран кино (45 лет в актерстве, продюсировании и кинопрокате) и патриот Йоркшира, Уилкинсон будто сыщик расследует распространенный на его родине в Лидсе миф о том, что кино изобрели не Люмьеры или Эдисон, а живший здесь француз Луи Ле Пренс. За полтора часа «Первого фильма» в том, что это вовсе не локальное заблуждение, а правда, подтверждаемая фактами и сопровождаемая первой в истории кино трагедией, убедится не только автор, но и любой зритель. Слишком правдоподобны доказательства, слишком все сходится — учебники истории кино теперь придется переписать.

«Первый фильм»

Кадр из фильма «Первый фильм»

Документалка Дэвида Уилкинсона — подлинная сенсация, которая не шумит громче только в силу независимости собственного происхождения и силы стереотипов, царящих в киноиндустрии. Ветеран кино (45 лет в актерстве, продюсировании и кинопрокате) и патриот Йоркшира, Уилкинсон будто сыщик расследует распространенный на его родине в Лидсе миф о том, что кино изобрели не Люмьеры или Эдисон, а живший здесь француз Луи Ле Пренс. За полтора часа «Первого фильма» в том, что это вовсе не локальное заблуждение, а правда, подтверждаемая фактами и сопровождаемая первой в истории кино трагедией, убедится не только автор, но и любой зритель. Слишком правдоподобны доказательства, слишком все сходится — учебники истории кино теперь придется переписать.

В современном британском шоу-бизнесе вряд ли есть фигура, более завораживающая и противоречивая, чем Рассел Бренд — комик и дебошир, клоун по жизни и в работе, политический, представьте себе, активист. Логично, что Бренд уже заслужил документалку. А вот что и правда удивительно — то, что ее режиссер Онди Тимонер не просто собрал воедино анекдоты из жизни Бренда (например, отец артиста рассказывает, как повел сына по гонконгским проституткам), но и попытался вскрыть глянец его публичного образа, обнаружив там не только уязвимость, но и жесткость, даже жестокость.

«Рассел Бренд: Второе пришествие»

Кадр из фильма «Рассел Бренд: Второе пришествие»

В современном британском шоу-бизнесе вряд ли есть фигура, более завораживающая и противоречивая, чем Рассел Бренд — комик и дебошир, клоун по жизни и в работе, политический, представьте себе, активист. Логично, что Бренд уже заслужил документалку. А вот что и правда удивительно — то, что ее режиссер Онди Тимонер не просто собрал воедино анекдоты из жизни Бренда (например, отец артиста рассказывает, как повел сына по гонконгским проституткам), но и попытался вскрыть глянец его публичного образа, обнаружив там не только уязвимость, но и жесткость, даже жестокость.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше