В Парк-Сити завершился «Сандэнс» — главный смотр американского авторского и независимого кино, традиционно представляющий альтернативу инфантильной и мегаломанской продукции голливудских студий. В год хэштега #OscarsSoWhite жюри и зрители фестиваля не смогли обойтись и без еще одной пики Голливуду — главные призы получила снятая афроамериканцем Нэйтом Паркером драма о восстании чернокожих рабов «Рождение нации». Этот и другие фильмы и сериалы из программы, которые стоит ждать, — в галерее «Ленты.ру».
Кадр из фильма «Рождение нации»
На зависть «Оскарам» в программе «Сандэнса» обнаружилось мощное кино, снятое афроамериканцем, — и удостоилось как главного приза жюри, так и приза зрительских симпатий. Более того, история восстания рабов, поднятого в начале XIX века проповедником Натом Тернером, в некотором роде восстанавливает историческую справедливость, заимствуя название одного из первых шедевров в истории кино — эпохальной и беззастенчиво расистской оды «Ку-Клукс-Клану», которой Дэвид У. Гриффит в 1915-м взорвал Америку.
Кадр из фильма «Кристина»
В 1974-м телеведущая из Флориды Кристина Чаббак покончила с собой в прямом эфире — по легенде, впоследствии этим абсурдным и печальным жестом вдохновив сценариста Пэдди Чаефского написать сценарий сатирического шедевра «Телесеть». В посвященной Чаббак драме Антонио Кампоса страдавшую от депрессии, проблем в семье и нереализованности ведущую сыграла Ребекка Холл.
Кадр из фильма «Козел отпущения»
Начинавший в документалистике Эндрю Нил в своем игровом дебюте сочетает ультрареализм деталей с готовностью в случае чего заступить на территорию жанра хоррор. И это — на истории 19-летнего паренька, чья жизнь превращается в ад из-за членства в студенческом братстве.
Кадр из фильма «Манчестер у моря»
Тяжеловесная, хмурая драма Кеннета Лонергана строится на убедительном перформансе Кейси Аффлека в центральной роли. Младший Аффлек играет одинокого, несчастного разнорабочего, который возвращается в родной город на похороны брата — и оказывается вынужден вновь столкнуться с трагедией, когда-то превратившей его в эмоциональную развалину.
Кадр из фильма «Любовь и дружба»
Один из тончайших сатириков и лучших знатоков неврозов богемы в американском кино Уит Стиллман впервые в карьере снял костюмный фильм — более того, по раннему роману Джейн Остин. История веселой вдовушки, соблазняющей целое дворянское коммьюнити, служит для Стиллмана поводом развернуть ироничную комедию нравов, с XVIII века не ставших благороднее.
Кадр из фильма «Такса»
Режиссер «Счастья» и «Сказочника» Тодд Солондз продолжает выстраивать многофигурные, невообразимо едкие, но вовсе не безнадежные отповеди такому смехотворному человечеству. В его новом фильме источник юмора и надежды для нескольких несчастных семей — одна очень упертая такса.
Кадр из фильма «Капитан Фантастика»
Пересев в режиссерское кресло, актер Мэтт Росс (вы могли видеть его в «Авиаторе», «Без лица» и сериале «Кремниевая долина») предоставил роскошный материал для бенефиса коллеге по профессии — Вигго Мортенсену. Тот играет очень упрямого родителя, воспитывающего своих шестерых детей в райской изоляции лесов Вашингтона. Однажды ему все-таки придется познакомить отпрысков с цивилизацией.
Кадр из фильма «Любители йоги»
Кевин Смит когда-то прославился «Клерками», комедией о паре скучающих продавцов из заштатного магазина в Нью-Джерси. 22 года (и один сиквел «Клерков») спустя один из самых болтливых режиссеров Америки снял комедию уже о паре продавщиц из заштатного магазина в Манитобе. Им пятнадцать, они поют в группе, и им предстоит спасти все хорошее, что в принципе есть в Канаде. Одну из девушек играет дочь Джонни Деппа Лили-Роуз — а сам звездный актер появляется в камео.
Кадр из фильма «Eat That Question: Фрэнк Заппа о себе»
Фрэнк Заппа, один из самых больших эксцентриков в истории рок-музыки, получает если не всеобъемлющее, то точно в должной степени причудливое посвящение в этой смонтированной из интервью и выступлений разных лет документалке. Единственное, чего здесь по-настоящему не хватает, так это продолжительного, яростного гитарного джема, одного из тех, что сделали Заппу звездой.
Кадр из фильма «Майкл Джексон от Motown до Off the Wall»
Лицо чернокожего кино Спайк Ли не сбавляет оборотов: только недавно на американские экраны вышел игровой «Чирак», а на «Сандэнсе» уже показали его новую, теперь документальную работу. В ней Ли отслеживает путь Майкла Джексона от детства на сцене в составе The Jackson Five до первой сольной славы — то есть наводит фокус именно на творческий рост, а не на цирк с конями, в который впоследствии превратится жизнь короля поп-музыки.
Кадр из фильма «Наживка»
Действие одного из самых причудливых фильмов в программе «Сандэнса»-2016 разворачивается в Польше 1980-х — где пара русалок-людоедок вдруг обзаводятся музыкальной карьерой и поводом перестать пожирать представителей рода людского. Как будто этот сюжет был бы недостаточно гротескным сам по себе, Агнешка Смочиньская еще и упаковывает его в блестящую обертку тоталитарного мюзикла.
Кадр из фильма «Удовольствие. Любовь»
Историю о превратностях любви в условиях современного, застрявшего между коммунистическим прошлым и капиталистическим настоящим Китая, режиссер Яо Хуанг снимает как поэму о вечных, неизменно преодолевающих обстоятельства романтических ценностях. Откровенность постельных сцен уравновешивается мечтательной дымкой, в которой утопают все остальные коммуникации героев.
Кадр из фильма «Темная ночь»
Подобно «Слону» Гаса Ван Сэнта, «Темная ночь» берет историю абсурдной, бессмысленной вспышки немотивированного насилия и рассказывает ее в формате не традиционного детектива-расследования, но импрессионистской, проникновенной элегии по жертвам чужого психоза. Причем режиссер Тим Саттон (к слову, автор шикарной музыкальной драмы «Мемфис») осмеливается выйти на мета-уровень: если у Ван Сэнта стреляли в школе, то здесь — в кинотеатре.
Кадр из фильма «Саутсайд с тобой»
От сотен однотипных фильмов о первых свиданиях влюбленных пар «Саутсайд с тобой» отличается как минимум будущим статусом героев — на прогулку с мороженым, в музей и кино здесь отправляются студенты Барак Обама и Мишель Робинсон. На дворе 1989-й — и еще далеко не только до президентства, но и до политической карьеры в принципе, а мысли Барака и Мишель заняты проблемами чернокожего населения Чикаго, громким кинохитом Спайка Ли «Делай как надо» и друг другом.
Кадр из фильма «Трюкачество»
Режиссерский дебют клипмейкера Дилларда проворачивает редкий жанровый трюк — скрещивает квазисупергеройский сюжет о становлении иллюзиониста с обстоятельствами и реалиями суровой афроамериканской гетто-драмы. Главный герой, талантливый тинейджер-фокусник, пользуется своими навыками, чтобы обчищать драгдилеров — конфронтация, естественно, неизбежна.
Кадр из сериала «11.22.63»
Как и другие крупнейшие кинофестивали, «Сандэнс» не остался в стороне от стремительного качественного роста телевизионного контента — в первую очередь, сериалов. Здесь уже не первый год включают в программу пилотные эпизоды будущих телехитов — в 2016-м этой чести удостоилась восьмисерийная экранизация свежего романа Стивена Кинга о путешественнике во времени, попытавшемся спасти от убийства президента Кеннеди. В главной роли — Джеймс Франко, а продюсером проекта, кроме самого Кинга, выступил Дж. Дж. Абрамс.
Кадр из сериала «Девушка по вызову»
Другая громкая телевизионная премьера «Сандэнса» — сериал, вдохновленный одноименной инди-драмой Стивена Содерберга об экономической подоплеке эскорт-услуг. На фестивале показали первые четыре из тринадцати серий проекта, который обошелся без игравшей в фильме Саши Грэй, но актриса Райли Кио в роли открывающей для себя элитную проституцию студентки — не худшая замена.
Кадр из фильма «О Джей: Сделано в Америке»
Восьмичасовой документальный мини-сериал от продюсеров великого цикла спортивных телефильмов «30 событий за 30 лет» в деталях исследует биографию О. Джея Симпсона, суперзвезды американского футбола, любимца нации, женоубийцы, который избежал наказания, — но в итоге не сумел обмануть судьбу и превратился в уголовника и изгоя.
Кадр из фильма «Любовники и деспот»
Сюжет этой документалки столь невероятен, что веришь мгновенно — такого не смог бы придумать ни один сценарист. Пара суперзвезд южнокорейского кино семидесятых — режиссер Син Сан Ок и актриса Цой Юн Хи — в 1978-м были похищены северокорейскими спецслужбами. Причем по личному указанию Ким Чен Ира, рассчитывавшего с их помощью поднять на новый уровень пропагандистское кино КНДР. В плену они провели восемь лет, пока не решились на побег.
Кадр из фильма «Энтони Уинер»
История знает немало политиков, опозорившихся на весь мир, но случай американского конгрессмена Энтони Уинера все равно стоит особняком. В 2011-м он был вынужден уйти из Конгресса после того, как попался на секстинге — а год спустя попытался вернуться в политику, выдвинув свою кандидатуру на выборах мэра Нью-Йорка. Режиссеры Кригман и Стейнберг взялись снять кино о его предвыборной кампании, рассчитывая получить историю преображения вчерашнего изгоя. Когда Уинер оказался в центре еще одного секс-скандала, драма начала стремительно превращаться в фарс.