Американский онлайн-журнал ArchDaily назвал лауреатов ежегодной премии Building of the Year. На звание лучших из лучших претендовали свыше трех тысяч проектов, в голосовании приняли участие 55 тысяч человек. И хотя ДиКаприо опять ничего не досталось — в данном случае, впрочем, вполне обоснованно — мы все-таки решили посмотреть, какие продукты деятельности архитекторов смогли покорить сердца голосовавших.
Фото: Fernando Guerra / FG+SG
В номинации «Общественная архитектура» победил проект двух бюро — ateliermob и Projecto Warehouse. Они придумали уютную социальную кухню для полулегального района в Кошта-де-Капарика, городе на побережье Атлантического океана. Как и почему в курортном месте образовалось что-то вроде деревни, причем очень бедной, никто не помнит. Люди здесь живут без водопровода и отопления, поэтому такая кухня для них — это настоящий подарок.
Фото: Nacasa & Partners
Лучшим в категории «Архитектура коммерческих зданий» стал магазин небезызвестного бренда Miu Miu в Токио. Проект разработан швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron. На вид — коробка с крышкой. К чему прятать платья и туфли под огромным навесом? Наверное, чтобы был сюрприз. В общем, здание получилось куда более скромным, чем некоторые вещи, создаваемые дизайнерами модного дома. Не говоря уж о рекламе аромата Miu Miu, в которой, напоминаем, снялась звезда нашумевшей «Нимфоманки» Стэйси Мартин.
Фото: Fernando Guerra / FG+SG
На фото — победитель в горячо любимой «Домом» номинации «Архитектура предприятий гостеприимства», проще говоря — отелей, ресторанов и так далее. На этот раз победил бар на Азорских островах, спроектированный бюро FCC Arquitectura. Камень, дерево, черепичная крыша, вокруг зеленые просторы и океан... В принципе, с такими исходными стоит ли удивляться победе? Кстати, вылететь на острова прямо завтра можно всего за 22 с небольшим тысячи рублей. В одну сторону, естественно. Обратно сами не захотите.
Фото: Pedro Kok
Так, это не палатка и не ларек. Звонить в московскую мэрию не надо. Да и далеко, никаким ковшом не достанешь. На самом деле, это — частный дом в бразильском Сан-Паулу, созданный командой Terra e Tuma Arquitetos для престарелой мамы одного из архитекторов фирмы. На крыше гостиной разбит огород — вот что значит настоящая сыновья любовь.
Фото: Edward Birch
Штат Западная Австралия — крупнейший на континенте, и погоды здесь стоят дивные, даже слишком: до +50 градусов по Цельсию. В таких условиях построить многоквартирный дом, разгоряченные жители которого смогут мирно соседствовать друг с другом, — задача не из легких. Но архитектору Луиджи Росселли это удалось. Здание, наполовину фактически закопанное в землю — чтобы было похолоднее, вмещает всего 12 резиденций. Больше и не нужно, Австралия — не Бирюлево, там места под застройку хватает. Дом победил в номинации «Архитектура жилых зданий».
Фото: Fernando Guerra / FG+SG
В номинации «Ремонт» победа снова у португальского проекта. Архитектор Элизабет Салдана так преобразила «внутренности» четырехэтажного дома в Гимарайнше, что нам самим захотелось в нем жить. Бассейн, террасы, много лепнины и много света — на фото всего не видно, но поверьте на слово. Ну, разве что ковер с ягодками, может быть, слегка на любителя.
Фото: Kaori Ichikawa
Лучшими в номинации «Промышленная архитектура» стали эксперты бюро Ryuichi Ashizawa Architect & Associates. Они придумали новое стильное здание для уже существующей фабрики в малайзийском городе Джохор-Бару, чтобы «рабочие гордились новой средой, в которой им предстоит трудиться». Остается надеяться, что рабочие и правда гордятся. И что зелень со временем не зачахнет от вредных выбросов.
Фото: Åke Eson Lindman
«Архитектура образовательных учреждений» — тоже отличная номинация. Те, кто еще помнит типовые советские школы, возведенные в эпоху «Бровеносца в потемках», могут начинать завидовать. В этом прекрасном здании предстоит учиться будущим архитекторам. Своих в обиду не дала команда шведского бюро Tham & Videgård Arkitekter. Заслуженная победа.
Фото: Bruce Engel
Медицинским учреждением с самой лучшей архитектурой в этом году стало... общежитие, построенное в Руанде по проекту нью-йоркского архитектора Шэрон Дэвис. В здании будут жить сотрудники благотворительной организации «Партнеры во имя здоровья» — врачи и медсестры. Кстати, строили его силами местных жителей — чтобы дать им возможность подзаработать. Как минимум треть работ выполнили женщины.
Фото: Enrico Cano
Офисное здание — это не обязательно бетонно-стеклянный монстр, иногда это еще и теплица — судя по фото. Лучшим домом для тех, «кто не такой, как все», в этом году стала новая штаб-квартира банковской группы Intesa Sanpaolo в итальянском Турине. Что они там выращивают, «Дому» неизвестно. Возможно, деньги. Возможно, что-то повеселее.
Фото: Hufton + Crow
Нет, это не Сиднейскую оперу расплющило. Это новое здание Оперного театра в китайском городе Харбине. Вообще наши соседи «изобретать велосипед» не склонны — и своя Венеция у них есть, и Эйфелева башня, и даже офисный центр, подозрительно напоминающий Успенский собор. Но победителей не судят, поэтому — искренние поздравления команде MAD Architects.
Фото: Iwan Baan
Снова бюро Herzog & de Meuron — на этот раз со стадионом в Бордо, который признан лучшим в номинации «Архитектура спортивных сооружений». Стадион вмещает около 42 тысяч зрителей, первый матч здесь состоится уже в мае. Выглядит все красиво, хотя взгляд непроизвольно и смещается на озеро, располагающееся по соседству. И на рестораны, которых на фото не видно. Наверное, так на наше восприятие действует поздняя зима...
Фото: Tim Greatrex
В категории «Дизайн интерьеров» всех обошла команда архитекторов из Лондона, создавшая ультрамодное пространство для бренда Vans, которое так и назвали — House of Vans. Это не магазин, а целый развлекательный комплекс с кафе, арт-галереей, кинозалом, барами и площадкой для скейтбординга. Найти это спортивно-развлекательное чудо можно прямо на станции метро «Лондон-Ватерлоо».
Фото: Koji Fujii / Nacasa & Partners inc
Последний в нашей подборке победитель Building of the Year 2016 — так называемая «Часовня-Лента», построенная в Хиросиме по проекту NAP Architects. А мы и не знали, что религиозные сооружения могут быть такими стильными.