Свой 60-летний юбилей 9 июля празднует Том Хэнкс — один из самых народных актеров планеты, человек, способный заставить зрителей рыдать из-за волейбольного мяча («Изгой») или хохотать над мутными страницами мировой истории («Форрест Гамп»). Первое десятилетие своей карьеры снимавшийся в разномастных комедиях, в 1990-х Хэнкс стал все чаще воплощать на экране лучшие качества американского образа жизни — от стойкости перед лицом зла («Спасти рядового Райана») до врожденного, естественного оппортунизма («Код да Винчи» и тот же «Форрест Гамп»). Были в его карьере, впрочем, и не совсем типичные перформансы, лучшие из которых собраны в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Облачный атлас»
Необъятный — и в общем-то неподъемный — опус сестер Вачовски примечателен не только тем, что через идею бессмертия души доказывает важность гуманистических ценностей во все времена, от эпохи колониализма до отдаленного будущего. Вачовски еще и решили задействовать во всех шести новеллах «Облачного атласа» одних и тех же актеров, поэтому Хэнкс предстает здесь и алчным отравителем из 1849-го, и бандосом-литератором из 2012-го (см. фото), и спасителем племени из 2321-го. Некоторые обличья артиста из этого фильма мы не сможем забыть еще долго.
Кадр: фильм «Симпсоны в кино»
Как многие голливудские звезды, Хэнкс довольно часто появляется в отдельных эпизодах разнообразных ситкомов в роли самого себя. Лучшее из его камео, впрочем, пришлось на полнометражный спин-офф «Симпсонов», где актер рекламирует новую достопримечательность Спрингфилда — образовавшийся из-за проблем с экологией местный ответ Гранд-каньону.
Кадр: фильм «Он знает, что вы одни»
Кинодебют Хэнкса пришелся на жанр, с которым впоследствии он иметь дела практически не будет, а именно трэшевый фильм ужасов. Впрочем, будущей звезде везет уже здесь: с маньяком он не пересекается, а вместо этого служит комедийной отдушиной, студентом психологии, который сомневается в реальности страхов преследуемой героини.
Кадр: фильм «Война Чарли Уилсона»
Преступно недооцененный фильм Майка Николса выворачивает наизнанку традиционное амплуа Хэнкса — обаятельного оппортуниста, который того и гляди поймает за хвост удачу. Здесь же за привычно вкрадчивым экстерьером политика Чарли Уилсона скрывается монструозное в своей глупости существо, готовое променять родину, совесть и здравый смысл на пару красоток и бутылку хорошего виски.
Кадр: фильм «Зловещая игра»
Одна из первых ролей Хэнкса в кино — сумасбродный и смехотворный триллер об ужасах увлечений ролевыми играми формата «Подземелья и драконы». Обычно актер служит на экране образцом для подражания, но здесь его юный герой, который последовательно сходит с ума из-за любви к настольным РПГ, должен был служить предупреждением: не увлекайтесь, детки, фантазиями о волшебниках и лабиринтах!
Кадр: фильм «История игрушек»
Сейчас уже мало кого можно удивить звездной озвучкой мультфильмов-блокбастеров. Другое дело — в середине 1990-х, когда Хэнкс подарил свой голос ворчливому, но душевному ковбою Вуди и принял участие в революции, которая после успеха «Истории игрушек» произошла в анимации.
Фото: HBO
В 1990-х Хэнкс, готовясь к полнометражному режиссерскому дебюту (им потом станет ромком «То, что ты делаешь»), несколько раз пробовал себя в постановке отдельных эпизодов популярных сериалов. Например, есть в его фильмографии и культовые «Байки из склепа», для которых артист снял ехидный эпизод о наказании для брачного мошенника — и сам появился в кадре в небольшой, но очень смешной роли одуревшего владельца агентства видеознакомств.
Кадр: фильм «Игры джентльменов»
«Игры джентльменов» принято считать редким провалом как братьев Коэн, так и сыгравшего здесь главную роль Хэнкса. В обоих случаях зря — это может быть и не «Большой Лебовски», но Коэны уморительно наполняют позаимствованный у английской классики сюжет специфическими мотивами и образами американского Юга. Что же до Хэнкса, то он в своей роли идеолога ограбления века выдает убийственную пародию сразу на нескольких персонажей Фолкнера и других классиков южной готики.
Кадр: фильм «Костры амбиций»
А вот «Костры амбиций» Брайана де Пальмы были уничтожены критиками и зрителями абсолютно справедливо: едкая, мрачная сатира Тома Вулфа в экранизации обернулась почти эксцентрической комедией. Хэнкс, не вполне уместный в роли ходячего воплощения ужасов Уолл-стрит Шермана МакКоя, тем не менее наполняет роль своей фирменной человечностью — другое дело, что персонаж ее не очень-то подразумевал. Получается перформанс странный и по-своему уникальный — таким растерянным, лишним, чужим Хэнкс не был в кадре ни до, ни после.
Кадр: фильм «Голограмма для короля»
Хэнксу, конечно, не привыкать играть людей не очень приятных, но способных все-таки испытать некоторое преображение. Тыквер в экранизации романа Дэйва Эггерса доводит это классическое амплуа актера до упоительного абсурда: для перевоспитания герою Хэнкса, топ-менеджеру с тысячей уволенных сотрудников в резюме, приходится съездить в Саудовскую Аравию, сдружиться с моджахедами и, что, пожалуй, даже более важно, отрастить себе горб.