Северный морской путь соединяет европейскую часть России и Дальний Восток, проходящая через моря Северного Ледовитого и Тихого океанов. Единственный альтернативный маршрут проходит через Суэцкий, но он более чем вдвое длиннее. По Северному морскому пути осуществляется и снабжение, и вывоз сырья из регионов Сибири и Арктики. «Лента.ру» рассказывает о самых важных портах важнейшей транспортной артерии.
Фото: Ирина Здаронок / Фотобанк Лори
Своим существованием Мурманский торговый порт обязан Первой мировой войне. Османская империя перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы, порт Санкт-Петербурга был заблокирован. Оставался только порт Архангельска, но в зимний период навигация в нем прекращается. В результате было принято решение о строительстве порта в Романове-на-Мурмане (дореволюционное название Мурманска). Мурманский торговый порт не замерзает и сегодня является одним из крупнейших в России.
Фото: Wikimedia
Несмотря на то что бухта Провидения была открыта еще в 1660 году и с тех пор часто принимала торговые и китобойные суда, решение о строительстве в ней порта было принято лишь при советской власти. Работы над гаванью и обслуживающим ее поселком начались в 30-е годы, но закончились только после войны, в 1946 году. Сейчас в порту в основном перегружают уголь, нефтепродукты, экспортный металлолом и лес, идущие с Камчатки и из порта Беринговский.
Фото: Елена Боброва / Фотобанк Лори
Осенью 1931 года поселок Белощелье, расположенный в устье реки Печоры, был переименован в город Нарьян-Мар, и тогда же, после открытия Воркутинского угольного месторождения, было принято решение о строительстве Печорского порта. Уголь нужно было вывозить, а шахтеров — снабжать оборудованием, продовольствием и промтоварами, и делать это можно было только по морю. Сейчас в этом регионе грузопоток (в основном нефть и нефтепродукты) идет через порт Варандей, поэтому порт Нарьян-Мара работает по большей части на обеспечение города товарами.
Фото: Wikimedia
Анадырский морской порт, созданный в 1955 году, занимается перевалкой различных грузов, предназначенных для Чукотского автономного округа, а также пассажирскими перевозками. Только через него осуществляются речные перевозки товаров в населенные пункты, находящиеся в верховьях рек Анадырского бассейна.
Фото: Николай Новиков / Фотобанк Лори
Дудинский морской порт начали строить в 1935 году вместе с Норильским горно-металлургическим комбинатом, для нужд которого он и был предназначен. Сейчас специализация порта практически не изменилась: через него идут грузы ГМК «Норильский никель» и ЗАО «Таймырская топливная компания»
Фото: Денис Кожевников / ТАСС
Диксон — последний рубеж, самый северный порт России. Несмотря на свое местоположение, этот населенный пункт пережил в годы Второй мировой войны атаку немецкого крейсера «Адмирал Шеер», в результате которой было разрушено несколько причалов. Сейчас в порт доставляют грузы для поселка, полярных станций и военных объектов Диксона, в нем осуществляется гидрографическое и гидрометеорологическое обслуживание Севморпути.
Фото: Wikimedia
Порт Певек, основанный в 1951 году, был открыт после обнаружения богатых месторождений золота на Чукотке. Сейчас через него в основном возят каменный уголь из Якутии в Китай. Порт модернизируют: в 2013 году установили новый портальный кран, планируют открыть спасательное подразделение МЧС и таможенный пост.
Фото: Роман Подэрни / ТАСС
Порт Тикси вступил в строй в 1934 году и предназначался для снабжения арктических экспедиций, исследующих побережье Якутии. В годы Второй мировой войны он был пунктом переработки грузов, поступавших по ленд-лизу из Америки. В 90-е годы порт переживал не лучшие времена, но в последнее время, с возрождением интереса России к Арктике, грузопоток, проходящий через Тикси, увеличивается.
Фото: Александр Поляков / РИА Новости
Причал у села Хатанга, расположенного в бассейне одноименной реки, появился еще в 1939 году, но полноценный арктический порт был основан там только в 1954 году. Сегодня он единственный порт, через который проходят грузы для восточной части Таймырского полуострова.