Выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты», открывшаяся в Государственном Эрмитаже, вызвала нестихающие споры. В своих инсталляциях художник использует «натуральные» материалы: чучела, скелеты и рога животных, панцири жуков, крылья бабочек. Животных и насекомых Ян Фабр нашел на обочинах дорог уже мертвыми — их сбили автомобили.
Свою выставку он задумал как совместный с активистами зоозащитного движения проект, что не мешает тем, кто не разобрался в авторском посыле, обвинять Фабра в жестокости и требовать закрытия выставки. Тот факт, что возмущение публики вызвали именно чучела, выставленные в музее, не может не удивлять. Особенно если учесть, сколько музеев держат в коллекциях экспонаты, имеющее в своей основе мертвую плоть — животных и человека.
«Лента.ру» собрала самые невинные примеры присутствия мертвых тел в музейном пространстве, не вызвавшие никаких нареканий у публики, и предлагает сравнить их с творческой манерой Яна Фабра.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Ян Фабр, родившийся в 1958-м в Антверпене, — известный современный художник и режиссер. И к тому же он потомок знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора «Жизни насекомых», поэтому не чужд эстетики животного мира. На выставке у него — как у Чехова: «…Львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки …». Инсталляции со скелетами, панцирями жуков, рогами и чучелами — как экспонаты кунсткамеры, помещены в залы Зимнего дворца, где милые сердцу Фабра фламандцы, где Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс, чье творчество его вдохновляет.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Представленная здесь коллекция типов животных — одна из трех крупнейших в мире. Среди почти 30 тысяч экспонатов есть знаменитое чучело Березовского мамонта и мумии мамонтят. А год назад здесь несколько дней «гастролировал» мамонтенок Женя, найденный в 2012-м на Таймыре, куда его потом и увезли в краеведческий музей. Восстановленную тушу сразу после прибытия в музей продемонстрировали пришедшим на экскурсию школьникам, а пресса смаковала подробности: чтобы законсервировать останки мамонта, потребовалась тонна спирта.
Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости
Экспозиция одного из крупнейших естественно-исторических музеев мира посвящена эволюции органического мира, а сам музей — неотъемлемая часть Палеонтологического института РАН. С другой стороны, благодаря актуальному дизайну и интерактивному устройству выставочных залов этот музей стал одним из самых посещаемых, сюда охотно приводят детей. Любимые объекты — скелеты диплодока, престозуха и прочих тарбозавров и гиппарионов, обнаруженные экспедициями в разных концах земли. И все ждут встречи с трехметровым скелетом мамонта Трофимова.
Фото: Павел Смертин / ТАСС
Музей, рассказывающий об эволюции человека и животных, о происхождении жизни на земле, изначально ориентирован в основном на детей и подростков. Важнейшей составляющей его интерактивной экспозиции является коллекция чучел млекопитающих, которая насчитывает 2543 экземпляра. «Непревзойденные по качеству изготовления чучела африканского и индийского слонов украшают центральный зал», — сообщает сайт музея.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
В Египетском зале ГМИИ среди экспонатов, собранных знаменитым египтологом Владимиром Голенищевым, есть несколько превосходно сохранившихся мумий. В одной из витрин хранится запеленутая мумия жреца Хор-ха, покрытая сеткой из фаянсовых бусин, а рядом — отдельная голова мумии женщины и мумии священных животных — кошки и сокола, которых посетитель с воображением даже сможет узнать.
Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости
Некоторые считают мавзолей, где выставлен на всеобщее обозрение забальзамированный труп вождя мирового пролетариата, главной достопримечательностью столицы после Кремля. С этим трудно согласиться, однако за результатами уникального опыта академиков В.П. Воробьева и Б.И. Збарского, составивших рецепт жидкости, которой пропитано тело Ленина и в которую его погружают раз в 18 месяцев, с интересом следит научный мир. Вопросами сохранности тела ведает Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий. В 1953-1961 годах помимо Ленина в мавзолее лежал и Сталин — таким образом посетители могли рассчитывать на двойное удовольствие. Но и очередь была больше.
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
Мумия египетского жреца Па-ди-иста (X век до н. э.) в египетском зале Эрмитажа была изготовлена путем не пеленания тела усопшего пропитанными бальзамической жидкостью бинтами, а его «прокапчивания». Саркофаг с высохшим телом жреца хранится в футляре из особо прочного стекла, куда не проникает музейный воздух, способный разрушить мумию. Периодически футляр снимают, саркофаг дезинфицируют, проводят экспертизу мумии, оценивают размеры пятна плесени на животе жреца — оно то расползается, то уменьшаться. Жрец улыбается всегда.
Фото: Александра Краснова / ТАСС
Помимо самых разных этнографических и антропологических коллекций, а также уникального собрания предметов старины первый музей России, учрежденный императором Петром I, располагает старинной коллекцией анатомических редкостей и аномалий, собранных в XVIII веке голландским врачом и анатомом Фредериком Рюйшем, — ею музей главным образом и знаменит. Заспиртованные и высушенные эмбрионы человека, скелеты, органы в разрезе, правая ножка или левая ручка новорожденного младенца, заспиртованный ребенок-уродец… Здесь тысячи «сухих» и «мокрых» препаратов, приготовленных для научных исследований, однако часть их — в основном «препараты уродств» — находятся в постоянной экспозиции и пользуются неизменной популярностью у публики, среди которой всегда много детей.
Фото: Александр Лыскин / РИА Новости
Тысячи чучел животных, птиц, рыб, энтомологические коллекции, скелеты вымерших зверей составляют основу экспозиции старейшего естественно-научного музея Москвы, основанного в 1757 году для учебных нужд студентов Московского университета. В советское время коллекция пополнялась в том числе за счет обитателей зоопарка, и к некоторым чучелам сотрудники музея любезно подобрали соответствующую фотографию из книги И.П. Сосновского «Московский зоопарк» (1954): в музейной витрине покойник в виде чучела, а на фото он еще живой.
Фото: kpfu.ru
Один из старейших в России, а по богатству и исторической ценности коллекций — один из самых значительных зоологических музеев страны. Из 30 тысяч экспонатов 1 400 признаны особо ценными. Разумеется, большей частью это чучела: летающий дракон с острова Ява, малайский аист-клювач, черный гриф, стерх и, наконец, гордость и символ музея — южноафриканская зебра квагга (Equus quagga), истребленная человеком еще в XIX веке, а тут она как живая. В мире сохранилось лишь девять чучел этих животных, одно из них — здесь.
Фото: Sang Tan / AP
Чучела и человеческие черепа c бриллиантами на выставке одного из самых высокооплачиваемых художников современности заставляли вспомнить о работах, которыми он изначально прославился. В 1993-м на Венецианской биеннале была выставлена инсталляция Херста «Разделенные мать и дитя», представляющая собой части коровы и теленка, помещенные в разные аквариумы с формальдегидом. Как ни странно, выставка не отталкивала — напротив, «созерцание сложного внутреннего устройства тел животных вызывало непривычное чувство сочувствия и идентификации», как писала искусствовед Сара Кент. А самой известной работой Херста считается инсталляция «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — аквариум с формальдегидом, в который помещена мертвая тигровая акула длиной 4,3 метра. В 2006 году Херсту пришлось заменить акулу: она стала гнить, что вызвало споры об аутентичности работы. «Лучше я буду заниматься искусством, которое будет воздействовать на людей так же, как экспонаты естественной истории», — говорит Херст.
Фото: Nigel Roddis / Reuters
В нулевые годы патологоанатом и по совместительству художник Гюнтер фон Хагенс изобрел метод полимерной консервации тканей человеческого тела с помощью силикона, которым он заменяет в теле все жидкости. Таким образом мертвое тело обретает естественный вид и не портится, автор придает ему позу и превращает в скульптуру. Больше всего эти объекты напоминают анатомические пособия. Выставку, на которой было показано 200 таких анатомированных тел без кожи, так и назвали — анатомической. Она имела успех у публики, хотя кого-то, конечно, шокировала. После закрытия об экспозиции быстро забыли.