Промышленный туризм набирает все большую популярность в мире. В России же эта индустрия находится практически в зачаточном состоянии, однако и в нашей стране есть заводы, фабрики и другие производственные предприятия, готовые принимать путешественников. Журналист «Ленты.ру» Тимур Юсупов и фотограф Иван Гущин отправились в город Курчатов и побывали на Курской АЭС, которая 15 декабря отпраздновала 40-летие.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Протяженность машинного зала Курской АЭС — 800 метров. Четыре энергоблока вырабатывают по 1000 мегаватт каждый.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Безопасности на АЭС уделяется первостепенное внимание. Именно поэтому туристам сложно попасть на станцию: посещение возможно лишь в составе организованной группы и в сопровождении сотрудников АЭС.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
На Курской АЭС эксплуатируется тот же тип реактора, что и в Чернобыле. Посетители в реакторном зале могут наблюдать излучение Вавилова-Черенкова — свечение, возникающее при охлаждении отработанного ядерного топлива в бассейне.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Радиационный фон на станции, даже в реакторном зале, совершенно незначительный. Он поднимается лишь во время замены энергетических элементов — циркониевых трубок с ядерным топливом, однако в такие моменты к реактору никого не допускают.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
На некоторых АЭС посетителям разрешают находиться в собственной одежде, однако в Курчатове всех на входе переодевают в белые костюмы и выдают каски. Если человек случайно заденет рукой какую-нибудь «фонящую» поверхность, на белой ткани это сразу будет заметно. Кроме того, на входе и выходе посетители проходят дозиметрический контроль.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
ТВСы (тепловыделяющие сборки) — циркониевые трубки с топливом (диоксидом урана) ждут загрузки в реактор. В день требуется замена одного-двух элементов. Всего на плато реактора («пятак», как называют его работники станции) располагается 1693 блока. РБМК — единственный российский тип реактора, где перегрузку топлива можно производить на ходу. Вес машины, которая осуществляет перегрузку, составляет 480 тонн, ею управляет оператор, который во время процесса находится за стеклом в соседнем зале.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Блочный щит управления (БЩУ) — мозг АЭС. Сюда стекается информация со всех систем и элементов энергоблока. Отсюда происходит процесс управления. Туристам в БЩУ находиться разрешают, однако просят не заступать за начертанную на полу красную черту.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
У работников АЭС помимо ручных дозиметров есть специальные кассеты, которые меняются раз в квартал. По ним можно узнать, сколько радиации тот или иной сотрудник накопил за это время. Годовое облучение на станции сопоставимо с тем, какое человек получает при флюорографии.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
На современных АЭС все управление цифровое, однако оно дублируется аналоговыми панелями — в целях безопасности. В случае аварийного отключения электроэнергии операторы смогут держать контроль над станцией.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
При каждой российской АЭС функционирует музей. Здесь туристы могут увидеть макет АЭС и ознакомиться с принципами работы электростанции, а также совершить экскурс в историю атомной энергетики.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Посещение всех музеев и информационных центров при АЭС бесплатно, и сюда рядовой турист может попасть без записи и прочих сложностей.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
На схематической карте можно увидеть все АЭС мира, цвет лампочек показывает, реакторы какого типа эксплуатируются на той или иной электростанции.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
С советских времен, когда была построена Курская АЭС, технологии защиты многократно изменялись и улучшались.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Мало кто знает, что эксперимент, ставший причиной аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, должен был проводиться на Курской. Этому помешал первый главный инженер станции Том Петрович Николаев, который наотрез отказался проводить какие-либо эксперименты на работающем реакторе. Экскурсоводы музея рассказывают, что Николаева пытались «сломать» через руководство, вплоть до верхушки КПСС, однако инженер настоял на своем.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
На Курской АЭС работает около четырех тысяч сотрудников, а население Курчатова насчитывает менее 40 тысяч человек. В городе практически нет семей, не связанных со станцией.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Средние зарплаты в Курчатове выше, чем в сопоставимых по размеру городах. Выше и цены. Например, ночь в неплохой гостинице обойдется минимум в 3,5 тысячи рублей.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Похожие на светофор устройства установлены практически во всех помещениях станции. Они сигнализируют об уровне угрозы: при зеленом свете можно работать, при желтом нужно покинуть помещение, красный обозначает критическую опасность.
Фото: Иван Гущин для «Ленты.ру»
Рядом со станцией полным ходом идет строительство Курской АЭС-2, первый энергоблок которой будет введен в строй в 2021 году. Тогда же сегодняшнюю станцию выведут из эксплуатации. По планам, ее полностью сравняют с землей. Одна из первых советских АЭС превратится в зеленую лужайку.