Николь Кидман исполняется 50 лет, и несколько недель назад на Каннском фестивале жюри специально для нее придумало приз, отметив тем самым участие актрисы в четырех фильмах программы, причем в принципиально не похожих один на другой образах. Небанальный выбор ролей был присущ Кидман более-менее всегда, и хотя на ее счету есть даже премия «Оскар», ее по-прежнему редко упоминают в спорах о том, кто является лучшей актрисой нашего времени, предпочитая более очевидных Кейт Бланшетт, Мэрил Стрип или Тильду Суинтон и забывая, как часто австралийка представала на экране в рискованных, провокационных и сложных проектах. Доказательства впечатляющего диапазона артистки — в галерее «Ленте.ру».
Кадр: фильм «Мулен Руж»
Продюсеры поп-бурлеска База Лурманна «Мулен Руж» до последнего сопротивлялись выбору Кидман на роль влюбленной куртизанки, умирающей от туберкулеза: по их мнению, у актрисы был слишком холодный, отстраненный образ. Но Лурманн настоял, Кидман не испугалась многочисленных музыкальных номеров, и фильм стал хитом, а заодно принес ей первую номинацию на «Оскар».
Кадр: фильм «Газетчик»
Тот факт, что фильм Ли Дэниелса, пытающийся переосмыслить южную готику с современных позиций, учитывая ползучую повсеместность дискриминации в Америке 1960-х, не очень удался, не отменяет эффекта от перформанса Кидман. Она с упоением погружается в роль провинциальной дивы без морали и принципов; не так много голливудских звезд решились бы, например, на сцену, в которой Кидман писает на ужаленное медузами лицо героя Зака Эфрона.
Кадр: фильм «Умереть во имя»
В середине 1990-х Кидман в Голливуде воспринимали исключительно в качестве жены Тома Круза, предлагая роли стереотипных красоток и примерных девиц. Чтобы исправить ситуацию, она напросилась на пробы к Гасу Ван Сенту (тот потом признавался, что даже не знал, кто она такая). Его фильм «Умереть во имя» позволил ей вывернуть архетип примерной красавицы наизнанку, обнаружив под маской приличия социопатку, карьеристку и манипуляторшу.
Кадр: фильм «С широко закрытыми глазами»
Вряд ли в Голливуде 1990-х была другая звездная пара, которая бы подошла Стэнли Кубрику для его последнего фильма. Более того — кажется, что великий режиссер препарирует на экране лицемерие отношений не персонажей, а самих актеров. Неудивительно, что брак Круза и Кидман после выхода «С широко закрытыми глазами» приказал долго жить.
Кадр: фильм «Догвилль»
Как подтвердят Бьорк и Кирстен Данст, согласие сниматься у Ларса фон Триера рискованно для любой актрисы: датчанин не стесняется ни унижать, ни обманывать артисток, если это нужно, чтобы добиться от них правильных интонаций. Кидман в «Догвилле» натерпелась с лихвой и в кадре, и вне его — тем убедительнее ей удалось сыграть ехидную, яростную месть в финале.
Кадр: фильм «Портрет леди»
Публика ждала от следующего фильма Джейн Кэмпион после оскароносного «Пианино» добросовестной и респектабельной костюмной драмы, а получила фильм, который не стесняется заигрывать с авангардом и позволяет Кидман постепенно превращаться на экране в подлинную снежную королеву.
Кадр: фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
Среди актерских талантов Кидман редко вспоминают иронию и способность с юмором посмотреть на себя со стороны. После недавно показанного в Каннах «Как разговаривать с девушками на вечеринках», где Кидман сыграла панк-королеву c впечатляющим причесоном и нигилистской бравадой, эта ситуация должна исправиться.
Кадр: фильм «Рождение»
В середине 2000-х «Рождение» Джонатана Глэйзера широкой публикой не было ни понято, ни принято — слишком провокационным оказался сюжет, выстроенный на убежденности героини Кидман, что ее покойный муж вернулся в мир в теле десятилетнего мальчика. За прошедшие с выхода фильма годы, впрочем, он стал культовым — не в последнюю очередь благодаря решимости, с которой погружается в сооруженный Глэйзером обманчивый мир его главная звезда.
Кадр: сериал «Большая маленькая ложь»
Самое свежее доказательство актерского бесстрашия Николь Кидман — сериал, который без настойчивости артистки, вместе с Риз Уизерспун убедившей HBO запустить его в производство, мог и не увидеть свет. Кидман в «Большой маленькой лжи» играет, пожалуй, самую сложную роль — образцовой домохозяйки, чья семейная жизнь на деле представляет собой бесконечный цикл насилия, подчинения и борьбы за власть.
Кадр: фильм «Часы»
Основным талантом Кидман почти всю ее карьеру считали эффектную внешность, чему только способствовали брак с Томом Крузом и роли, так или иначе обыгрывающие ее сексуальность. В этом смысле решение сыграть Вирджинию Вулф не только принесло Кидман «Оскар», но и доказало, что магнетизм актрисы не испаряется, даже когда ее красоту сглаживают гримом и накладным носом.