Зимний кинопрокат обычно провисает под тяжким грузом праздничных блокбастеров (не говоря уже о потоке бесстыжих бабложоров вроде очередных «Елок») — но кажется, не в этот раз. В сетке релизов на ближайшие три месяца хватает не только тяжеловесов вроде новой серии «Звездных войн» или финала возмутительно застенчивой трилогии по книгам Э.Л. Джеймс, но и добротного семейного кино всех мастей, а также нескольких значительных артхаусных премьер, включая новые фильмы Михаэля Ханеке, Йоргоса Лантимоса и Армандо Ианнуччи. Картина последнего, к слову, наверняка всерьез ошеломит почвенников и патриотов — в ней объектом для фарса становится неостывший труп Иосифа Сталина.
Кадр: фильм «Звездные войны: Последние джедаи»
В далекой-предалекой галактике накаляются страсти: Хан Соло мертв, его сын Кайло Рен открывает для себя весь спектр возможностей темной стороны Силы, а Рэй находит себе учителя в лице затворника Люка Скайуокера. Впрочем, надежды относительно новой, номерной в отличие от прошлогоднего «Изгоя-один», серии «Звездных войн» стоит связывать не столько с сюжетом, сколько с фигурой режиссера: Райан Джонсон снял такие памятные образцы американского инди, как «Кирпич» и «Братья Блум», а умение обращаться с большим бюджетом и фантастическими мотивами доказал в «Петле времени».
Кадр: фильм «Движение вверх»
Российское кино продолжает упражняться в создании идеальной прививки патриотизма современному зрителю — и упрямо пользуется в качестве ингредиентов достижениями канувшей в Лету советской эпохи, от космических до спортивных. На очереди — драматическая победа баскетбольной сборной СССР над американцами в финале Олимпиады-1972: Владимир Машков в роли тренера-пассионария Владимира Кондрашина, Иван Колесников в качестве проклятого принца советского баскетбола Александра Белова, противоестественный глянцевый лоск спортивных сцен вместо рябых, тусклых кадров телевизионной записи (в которой этот триумф увидели на родине).
Кадр: фильм «Молодая женщина»
Приз за лучший дебют на последнем Каннском фестивале завоевала именно эта, подчеркнуто лишенная мессианских амбиций драма француженки Леонор Серай. И хотя «Теснота» Кантемира Балагова, возможно, заслуживала эту награду больше, хуже от этого «Молодая женщина» не становится. Летиция Дош играет в ней рыжую оторву, которая после расставания с бойфрендом остается на улице с котом на руках — и оказывается вынуждена искать свое место не только в жизни, но и для ночлега. Серай тем временем избегает клише и ведет свою драму в неожиданном и при этом вполне реалистичном направлении.
Кадр: фильм «Величайший шоумен»
Вот уж поистине неожиданное зрелище — духоподъемная и жизнерадостная комедия (более того, музыкальная — с хореографическими номерами и героями, пускающимися в пение посреди диалога), посвященная создателю первого знаменитого цирка уродцев Финеасу Барнуму. Парадокс в том, что этот бесстыжий трюк сходит авторам с рук — в первую очередь, благодаря самоотверженному выходу Хью Джекмана в роли самого Барнума.
Кадр: фильм «Короче»
Мэтт Дэймон осознанно уменьшается до карманного размера — в целях экономии: карликовая жизнь обходится куда дешевле — а находит не вечный покой без долгов и забот, а повод для тотального переосмысления собственного характера, причем с помощью одноногой вьетнамской беженки и восточноевропейского барыги с лицом Кристофа Вальца. Певец среднеамериканской меланхолии Александр Пэйн снял самый откровенно комедийный фильм в карьере — и доказал, что шутить умеет не хуже ветеранов жанра.
Кадр: фильм «Большая игра»
Аарон Соркин написал сценарии некоторых из главных фильмов 2000-х («Война Чарли Уилсона», «Социальная сеть») и придумал такие сериалы, как «Западное крыло» и «Служба новостей» — проще говоря, довел до совершенства формат разговорной, выстроенной на диалогах драмы. «Большой игрой» он, наконец, дебютирует в режиссуре — и вновь работает с реальным материалом, историей лыжницы Молли Блум (Джессика Честейн), создавшей подпольный покерный клуб для мафиози, магнатов и звезд спорта и Голливуда.
Кадр: фильм «Форма воды»
Романтичная немая уборщица, ее чернокожая коллега-выручалочка и богемный друг-гей, русский шпион Дмитрий и американский службист-садист, а главное, стремительно (пусть и без слов) влюбляющийся в главную героиню человек-амфибия — алхимическая лаборатория Гильермо дель Торо в этот раз полна фриков на любой вкус. С их участием мексиканец разыгрывает высокобюджетную сказку такой наивной чистоты, что в сентябре не устояло жюри Венецианского фестиваля, вручившее «Форме воды» «Золотого льва».
Кадр: фильм «Темные времена»
В темные времена — а правление Дональда Трампа англоязычный мир пока воспринимает именно так — кинематограф имеет привычку обращаться к образу Уинстона Черчилля: в свое время его успели сыграть такие артисты, как Альберт Финни, Дадли Мэлоун, Юрий Дуров и Брендан Глисон. Теперь пришла очередь Гари Олдмана — пожалуй, самого не очевидного из экранных Черчиллей, который тем не менее изменился для этой роли так колоритно, что актеру уже можно освобождать в своей трофейной комнате пространство под «Оскар».
Кадр: фильм «Приключения Паддингтона 2»
Три года назад первый фильм о лондонских похождениях одинокого нелегала из Перу получился почти образцовым семейным кино — динамичным, но лишенным абсурдной суетливой интриги, душевным, но не за счет сюсюканья или детсадовского юмора. Сиквел, сделанный теми же людьми, не должен уронить планку — все-таки Черчилль Черчиллем, а современному зрителю в эти темные времена медведь, который в каждом встречном видит только лучшее, будет, пожалуй, даже полезнее.
Кадр: фильм «Убийство священного оленя»
Нашумевшее в Каннах (и выигравшее там приз за лучший сценарий) «Убийство священного оленя» написано и снято греком Йоргосом Лантимосом, задействует в главных ролях ирландца Колина Фаррелла и австралийку Николь Кидман, разворачивается в Америке — и все это на британские деньги! Куда важнее производственных парадоксов подход Лантимоса к кино. Он по-прежнему возводит грешки, загоны и заморочки современных обывателей до страстей, достойных классической, придуманной его земляками пару с лишним тысяч лет назад трагедии — теперь в виде истории о странной дружбе хирурга с сыном пациента и в еще более первертном и монотонном, чем в «Лобстере», формате.
Кадр: фильм «Смерть Сталина»
Никто в современной индустрии развлечений не шутит так едко на тему политики, как Армандо Ианнуччи — доказано фильмом «В петле», вдохновившим его британским сериалом «Гуща событий» и его американским ремейком «Вице-президент». Новая работа Ианнуччи генерирует фарс не столько из суеты, охватывающей политбюро ЦК КПСС после смерти Сталина, сколько из самого понятия «клюква» — ее Ианнуччи не только не стесняется, но и приветствует, обыгрывая все возможные западные штампы об устройстве страны Советов.
Кадр: фильм «Хэппи-энд»
Новый фильм живого австрийского классика Михаэля Ханеке в Каннах встретили с трудно скрываемым раздражением — после «Белой ленты» и «Любви» от режиссера, похоже, ждали следующего серьезного высказывания о человеческой природе и ее критическим проявлениям. Что ж, «Хэппи-эндом» Ханеке напоминает о том, что в свое время он снял один из самых издевательских фильмов 90-х «Забавные игры» (а потом еще и покадрово переснял его в Америке). Этот вольный сиквел той же «Любви» уже не пытается заглянуть в экзистенциальную бездну, а противопоставляет ей безжалостную, не щадящую ни одного персонажа иронию.
Кадр: фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Ирландский драматург и режиссер МакДона, в свое время покоривший зрителей экзистенциальной гангстерской комедией «Залечь на дно в Брюгге», в своем новом фильме добился, пожалуй, еще более органичного сочетания едкого, абсурдистского юмора и пугающе реалистичной драмы. Причем, в отличие от «Брюгге», здесь нет ни одного карикатурного персонажа — история женщины, после гибели дочери объявившей войну бездельникам из полиции, полна героев, даже самые мудаковатые из которых постепенно раскрываются с неожиданных сторон. Убийственно шутить при этом МакДона тоже не забывает — и его кино наверняка будет в числе главных фаворитов оскаровской гонки.
Кадр: фильм «Секретное досье»
После слащавого и перенасыщенного компьютерной графикой «Большого и доброго великана» отдельная радость — наблюдать возвращение Стивена Спилберга во взрослое кино, которое в последние пару десятилетий дается ему не в пример лучше детского. «Секретное досье», задействующее в главных ролях могучий дуэт из Тома Хэнкса и Мэрил Стрип (на двоих — пять «Оскаров»), основано на реальных событиях — войне Пентагона и газеты The Washington Post после публикации последней секретных данных о Вьетнамской войне.
Кадр: фильм «Ледяная стерва»
В основе «Ледяной стервы» также лежат реальные события — более того, речь об одном из самых поразительных скандалов в новейшей спортивной истории. В 1994 году фигуристка Тоня Хардинг (Марго Робби), которая в комедийном байопике Крэйга Гиллеспи предстает порождением белого отребья как класса, наняла головореза, чтобы тот сломал ногу ее главной сопернице — тем самым разрушив прежде всего собственную спортивную карьеру.
Кадр: фильм «Пятьдесят оттенков свободы»
Конечно, кроме рьяных фанатов литературного труда Э. Л. Джеймс, вряд ли есть люди, всерьез ждущие экранизацию последней части ее БДСМ-трилогии — тем не менее пропускать финал романа робкой студентки Анастейши Стил и миллиардера-перверта Кристиана Грэя не рекомендуется: в большом современном кино редко встречаются образцы такой незамутненной комедии. Тот факт, что юмор здесь чаще всего ненамеренный, только обостряет хохот.
Кадр: фильм «Колесо чудес»
«Когда дело касается любви, мы сами себе злейшие враги», — произносит героиня нового фильма Вуди Аллена, ретро-фарса о любовном квартете, который образуют на фоне парка развлечений на Кони-Айленде колоритные персонажи вроде пляжного спасателя (Джастин Тимберлейк), карусельщика (Джеймс Белуши), его супруги (Кейт Уинслет) и сбежавшей от мужа-гангстера дочки (Джуно Темпл). Аллену ли с его ворохом прегрешений сексуального толка не знать — и горечь от неизбывности собственной вины сквозит в этом кино посильнее любого тайфуна.
Кадр: фильм «Черная пантера»
Энтузиазм от перспективы увидеть очередной фильм в необъятной франшизе Marvel с каждой новой серией все слабее — но «Черная пантера» на фоне очередных «Торов» и «Стражей галактики» стоит особняком. Это не только сольный выход наименее раскрученного члена команды Мстителей, но и полноценный парад-але во славу афроамериканского киносообщества: режиссером выступил автор мощнейших «Станции Фрутвейл» и «Крида» Райан Куглер, а в главных ролях заняты чуть ли не все черные звезды Голливуда, от Чедвика Боузмана и Майкла Б. Джордана до Лупиты Нионго и Дэниела Калуйи.
Кадр: фильм «15:17 на Париж»
Умение превращать образцы подлинного гражданского героизма в напряженные, лихо закрученные триллеры Клинт Иствуд подтвердил еще своим предыдущим фильмом «Чудо на Гудзоне» — что не мешает живому классику пофлексить этим редким режиссерским даром вновь. В центре сюжета «15:17 на Париж» — история драмы, разыгравшейся в поезде на Париж летом 2015-го, когда трое американских пассажиров предотвратили теракт. Эффектность идеи Иствуда заключается еще и в том, что главные роли в его фильме сыграли не профессиональные актеры, а сами трое героев поневоле: Спенсер Стоун, Энтони Сэдлер и Алекс Скарлатос.
Кадр: фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
Собравшая очень приличную прессу в Каннах, где ее показывали вне конкурса, экранизация Нила Геймана с видимым удовольствием смешивает в своем сюжете панк-концерт и нашествие инопланетян — а заодно скрещивает сразу несколько жанров, от аналогового сай-фая и квази-мюзикла до подростковой комедии о расставании с невинностью. Гвоздь программы в этом фильме — Николь Кидман с феерической стрижкой в роли королевы пришельцев.