Как известно, Николай II был увлеченным фотографом-любителем. В мае 1909 года он познакомился с энтузиастом русской цветной фотографии Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским и был восхищен его идеями и результатами работы. Император поручил ему запечатлеть различные стороны жизни Российской империи, для чего выделил специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход с командой и моторную лодку, способную идти по мелководью, а также выписал разрешение фотографировать все, что пожелает мастер, в границах имперской территории.
Результатом работы Прокудина-Горского стали тысячи цветных фотографий, сохранившихся, к счастью, до наших дней. «Лента.ру» и издательство «Красивая книга» представляет галерею фотографий 1906-1916 годов, посвященных типам Российской империи.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В историю культуры Сергей Михайлович Прокудин-Горский вошел прежде всего как создатель «Коллекции достопримечательностей России». В 1911 году комиссия, состоявшая из крупнейших специалистов разных отраслей знаний Российской империи, назвала эту самую значительную работу фотографа «истинным родиноведением».
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Регулярная экспедиционная съемка Российской империи стала возможна благодаря покровительству Николая II: по высочайшему повелению министр путей сообщений Сергей Васильевич Рухлов выделил фотографу пульмановский вагон, оборудованный фотолабораторией.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В своем дневнике Прокудин-Горский писал: «Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасный путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт».
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Документы, выданные царской канцелярией, обеспечивали мастеру доступ во все уголки Российской империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в проведении съемок.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В экспедиции Прокудин-Горский выполнял поручения Министерства путей сообщения. Возвращаясь из поездки, после обработки отснятого материала он показывал С.В. Рухлову все, что могло представлять интерес для работы путейщиков: плотины, системы шлюзов, выемки железнодорожного пути, мосты...
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Еще до официального начала работы над «Коллекцией достопримечательностей России» Прокудин-Горский накопил большой фотографический материал как член Русского географического общества и как частное лицо. Поэтому многие фотографии, представленные в галерее, относятся к более ранним годам.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Первая же экспедиция показала, что каждая фотография обходится Прокудину-Горскому в десять рублей личных сбережений. За год предполагалось делать около тысячи снимков — стало быть, на их производство необходимо было потратить 10 тысяч рублей. Эти деньги фотографу нужно было заработать самостоятельно.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Прокудин-Горский открыл первые в России общедоступные фотографические курсы и опубликовал несколько практических пособий по фотографии.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В организованных им фотомеханических мастерских Прокудин-Горский одним из первых в России наладил выпуск цветных фотографических открыток.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Для энтузиастов фотографии с 1890 года в Российской империи издавался журнал «Фотограф-любитель», способствовавший развитию фотолюбительства в стране. В 1906 году Прокудин-Горский стал его главным редактором.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Мастер снял первые в России экспериментальные цветные фильмы, разработал технологию производства дешевых цветных диапозитивов для школ и библиотек.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотограф вспоминал: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же, в пути, делались копии и вносились в альбомы».
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский обучал русских военных летчиков основам аэрофотосъемки, а воздухоплавателей — съемке с воздушных шаров.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Для Прокудина-Горского сфотографировать — значило навсегда сохранить и увековечить. Одно из своих выступлений в Фотографическом обществе он так и назвал: «Применение фотографии в истинных цветах к сохранению древних памятников России».
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Исходя из сохранившихся документов, можно с уверенностью сказать, что Прокудин-Горский производил съемки в Туркестане трижды. Первая точно датированная экспедиция проходила с конца 1906 года до середины февраля 1907 года. В составе экспедиции Русского географического общества Прокудин-Горский работал как специалист по цветной фотографии.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Бухарский эмир Сеид-Ахан-хан был очень уважаемым в империи человеком. Он занял наследственный престол 31 октября 1885 года, в 1896 году присутствовал на коронации Николая II и получил титул «высочество», полагавшийся по статусу членам императорской фамилии и великим князьям.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Попав из темной и слякотной петербургской зимы в солнечный и знойный край, Прокудин-Горский с упоением снимал потрясшие его своим совершенством древние памятники: мечети, минареты, медресе...
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Как потом станет ясно, сделал это фотограф очень своевременно. В октябре 1907 года Самарканд оказался в эпицентре разрушительного землетрясения, равного которому не было более ста лет.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Цикл «Голодная степь» создан фотографом в 1907 году, во время поездки по Туркестану.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В 1907 году в Голодной степи фотограф ловил на пленку солнечное затмение. К сожалению, эти фотографии не сохранились.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
«Эти изображения вечны — не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может», — убеждал скептиков в преимуществах фотографии Прокудин-Горский.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
После революции Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден декретом от 9 сентября 1918 года. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году библиотекой Конгресса США и долгое время оставалась недоступна широкой публике.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
«Фотография все-таки, надо признаться, искусство протокольного характера», — утверждал Прокудин-Горский. Если так, то «Коллекция достопримечательностей России» — это протокол любви великого русского фотохудожника к родине.