24 марта 1933 года немецким парламентом был принят «Закон для исправления бедственного положения народа и рейха», известный также как «благоприятный акт». Документ давал Адольфу Гитлеру возможность вводить новые законы без одобрения парламента. Так, фактически, в стране была установлена нацистская диктатура. С этого момента Германия неофициально стала именоваться Третьим рейхом. 12 последующих лет весь мир вспоминает с содроганием.
Тоталитарная эстетика рейха, тем не менее, до сих будоражит умы. То принц Гарри придет на вечеринку в нацистской форме, то румынский градоначальник, то отечественные чиновники отличатся. Такая живучесть эстетики рейха свидетельствует о том, что в нее действительно вложились. «Дом» подготовил подборку построек периода гитлеровского правления в Германии — и там есть на что посмотреть.

Резиденция «Бергхоф»
Фото: Heinrich Hoffmann / Hulton Archive / Getty Images
Живописное шале в Баварских Альпах стало резиденцией «Бергхоф» (горный двор) не сразу. Сначала это был «Дом Вахенфельд», принадлежавший вдове коммерческого советника. Гитлер арендовал дом еще в 1928-м, а затем выкупил его у владелицы за 40 тысяч марок.
Практически сразу новый владелец начал проект масштабной реконструции имения — работы вел мюнхенский архитектор Алоис Дегано, который почти сразу после знакомства с Гитлером вступил в НСДАП, а после «Бергхофа» был назначен «советником по вопросам строительства» партии.
Живописный альпийский район Оберзальцберг очень понравился Гитлеру еще в 1923 году. Некоторые отели, в которых он останавливался до прихода к власти, в 30-х Гитлер включил в состав своей резиденции, там останавливались те, кто прибывал к фюреру с визитом. Вообще, в 30-е Оберзальцберг постепенно стал престижным районом, заселенным партийной элитой.

Чайный домик Кельштайнхаус
Фото: Yves Logghe / AP
Кельштайнхаус — чайный домик, подаренный НСДАП на 50-летие фюрера. Это один из самых дорогих в недешевом, в целом, Оберзальцберге. Его проект был заказан Мартином Борманом архитектору Родериху Фику.

Резиденция «Бергхоф», интерьеры
Фото: Photos 12 Archive / Cabinet Revel / Diomedia
«Только над двумя другими эскизами Гитлер работал с таким же тщанием, как над проектом своего оберзальцбергского дома, — над Имперским боевым знаменем и над своим штандартом главы государства», — пишет в своих воспоминаниях Альберт Шпеер, участник ближнего круга и личный архитектор фюрера, в 1937-м назначенный генеральным инспектором Берлина по строительству.

Новая рейхсканцелярия
Фото: Public Domain / Wikimedia
Именно Шпеер проектировал и здание новой Рейхсканцелярии. Поражающее своими масштабами здание — его длина составила 440 метров — было построено всего за год. После Второй мировой войны его решили не восстанавливать.

Новая рейхсканцелярия
Фото: General Photographic Agency / Hulton Archive / Getty Images
Гитлер очень гордился новым зданием и, по воспоминаниям современников, любил сравнивать его с другими величественными дворцами — разумеется, чтобы лишний раз подчеркнуть превосходство рейха. Фюрер мог на полном серьезе приводить гостям выкладки о том, что, скажем, какое-нибудь помещение в новой Рейхсканцелярии на полметра шире, чем в Версале.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге, Зал собраний
Фото: Frank Boxler / AP
Зал собраний — это самое большое сохранившееся сооружение нацистской эпохи. Здание строилось по проекту нюрнбергских архитекторов Людвига и Франца Руффов. Зал собраний был рассчитан на 50 тысяч человек.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге, Зал собраний
Фото: Danita Delimont RM / Jim Engelbrecht / Diomedia
По проекту, здание должно было быть накрыто стеклянной крышей без промежуточных опор. Архитектура здания, а особенно его внешний фасад напоминают Колизей в Риме.
Строительство началось в 1935 году, но так и не было закончено. Сейчас здание находится под охраной государства.

Проект реконструкции Берлина «Столица мира Германия»
Фото: INTERFOTO / Alamy / Diomedia
По задумке Гитлера, к середине ХХ века Берлину предстояло быть переименованным в «столицу мира Германию» (Welthauptstadt Germania). Шпеер разработал по заказу фюрера «Общий план застройки имперской столицы», предусматривавший, в частности, строительство к северу от Рейхстага «Зала народа» — огромного, 315 на 315 метров в основании, здания под куполом. Рядом с залом планировали построить берлинскую резиденцию Гитлера — Дворец фюрера.

Министерство авиации
Фото: BArchBot / Wikimedia
Нацистская архитектура тяготела к гигантским масштабам. Имперское министерство авиации Германии долгое время было самым большим офисным зданием в Берлине. В административном комплексе находилось более двух тысяч служебных помещений, включая, разумеется, и кабинет министра авиации Германа Геринга.

Олимпийский стадион в Берлине
Фото: Arcaid / Florian Monheim / Diomedia
Еще один нацистский мегапроект — стадион на на 86 000 мест в Берлине. Спорткомплекс примыкал к Майскому полю, где проходили массовые митинги НСДАП.
Построенный по проекту архитектора Вернера Марха стадион принял в 1936 году летнюю Олимпиаду. Церемония открытия игр транслировалась в прямом эфире, а сами состязания стали материалом для фильма Лени Рифеншталь «Олимпия».

Дом искусств в Мюнхене
Фото: INTERFOTO / Alamy / Diomedia
В построенном в 1933 году Доме искусств регулярно проводился «День германского искусства», который открывал приветственной речью сам фюрер. Гитлер лично отбирал экспонаты для выставок, ведя «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».
Коммерческая составляющая в храме искусств была представлена весьма широко: «Золотой бар», пивная и центральный ресторан.

Дом отдыха «Прорский колосс»
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Дом отдыха с характерным названием «Прорский колосс», полностью построенный к 1939 году, был рассчитан на 20 тысяч гостей. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже проект получил гран-при.

Зенитные башни
Фото: Westend61 RF / Wolfgang Weinhäupl / Diomedia
К числу характерных построек гитлеровского периода относятся и зенитные башни Люфтваффе. Огромные бетонные бункеры, вооруженные артиллерией ПВО, использовались для защиты от воздушных бомбардировок, для координации воздушной обороны и в качестве бомбоубежищ.

Зенитные башни
Фото: imageBROKER RM / Anne-Marie Burton / Diomedia
Проекты башен разрабатывались не только с точки зрения функционала. Эстетическая составляющая руководство рейха тоже интересовала. Проекты спроектировал профессор архитектуры Фридрих Таммс под руководством Альберта Шпеера, «вписывая» их в архитектуру городов.

Фото: DC Premiumstock / Alamy / Diomedia
В 1933 году, сразу же после прихода Гитлера к власти, по его поручению стартует программа по строительству учебных лагерей для партийной молодежи, так называемых орденсбургов.

Лагерь «Фогельзанг»
Фото: Beate Schleep/ Globallookpress
Таких лагерей было создано три — конкретно в «Фогельзанге» специализровались на на вопросах геополитики и расовой теории. Рядом располагался аэродром — специально для слетов партийной молодежи.