Фабрика и музей швейцарской мебельной компании Vitra занимают обширную территорию близ немецкого городка Вайль-ам-Райн: практичный основатель компании Вилли Фельбаум в 1950-е выяснил, что земля в Германии дешевле, чем в Швейцарии. Фельбаум работал с ведущими промышленными дизайнерами своего времени, в числе которых Чарлз и Рей Имзы, Вернер Пантон, Жан Пруве, и производил мебель в современном стиле, которая выглядела, как арт-объекты, и была при этом практична. А после того как в 1981 году цеха уничтожил пожар, 67-летний предприниматель не только не пал духом, но и превратил возрожденный завод в крупнейший общедоступный архитектурно-дизайнерский музей, заказав проекты новых сооружений самым известным на тот момент архитекторам, а также архитекторам неизвестным, но показавшимся ему, на его наметанный глаз, весьма перспективными. Начинание принесло не только практическую пользу компании Vitra — от удобных корпусов до выгоды в смысле пиара — но и стало серьезным вкладом коммерческого предприятия в историю современного искусства.
Фото: Вероника Гудкова
Владельцы компании Vitra сделали большое доброе дело для всей мировой культуры: они позволили Захе Хадид, ныне одной из классиков архитектуры XX века и первой женщине-обладательнице Притцкеровской премии, впервые воплотить в жизнь свой проект. До 1993 года все идеи будущей лауреатки «архитектурного Оскара» оставались на бумаге: потенциальные заказчики не верили в ее деконструктивизм.
Фото: Вероника Гудкова
И экстерьер, и интерьер Fire Station по проекту Захи Хадид отличаются мощным брутализмом: на плане приземистого здания нет ни одного прямого угла, зато множество острых; контрастирующие поверхности из стекла, металла и бетона одновременно и монументальны, и легки в своей устремленности вперед.
Фото: Вероника Гудкова
Построить собственную пожарную станцию владельцев Vitra подтолкнул пожар 1981 года. Но по прямому назначению Fire Station Захи Хадид почти не использовалась, хотя в ней были предусмотрены и гараж для пожарных машин, и даже душевые для пожарных. Сейчас в здании проводят выставки и мероприятия, комнаты обставлены мебелью Vitra, в частности, стульями Panton Chair по дизайну Вернера Пантона.
Фото: Вероника Гудкова
Все приземистые здания кампуса виртуозно вписаны в ландшафт — как в природный, так и в рукотворный. Площадку у Fire Station создатели кампуса превратили в минималистский сквер с гравийной площадкой, засаженной липами.
Фото: Вероника Гудкова
Главное здание кампуса, с которого начинаются все экскурсии, построено по проекту бюро, основанного двумя уроженцами Базеля — Жаком Херцогом и Пьером де Мёроном. Cнаружи сооружение напоминает дюжину гигантских игрушечных домиков с традиционными двускатными крышами и застекленными торцами, поставленных один на другой. Внутри пространство из 12 блоков разбито на пять уровней, где размещены флагманский магазин компании, оформленный как музей с дизайнерскими интерьерами, кафе и ресторан с террасой, сувенирный магазин и административные помещения.
Фото: Вероника Гудкова
Верхний этаж VitraHaus занимает придуманный декоратором Индиа Мадави сказочный интерьер, где мебель Vitra соседствует с гигантскими чайниками и фантастическими цветами. Обстановка навеяна атмосферой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Открывающиеся за огромными окнами холмистые пейзажи дополняют впечатление.
Фото: Вероника Гудкова
Пространства разных уровней VitraHaus перетекают друг в друга, соединенные то прихотливыми винтовыми, то широкими деревянными лестницами, которые можно использовать как скамьи во время лекций и мастер-классов. Каждому из выдающихся дизайнеров, работавших для Vitra — от Имзов и Пруве до Антонио Читтерио и братьев Бруллек, — выделено особое пространство с примерами работ и постерами с портретом и краткой биографией.
Фото: Вероника Гудкова
Жан Пруве, видный архитектор и предметный дизайнер послевоенной эпохи, прославился в числе прочего сборными домами и павильонами, которые возводил из металлических конструкций, произведенных в собственной мастерской. Заправку Пруве вместе с братом Анри разработали для компании Mobiloil Sacony-Vacuum. Несколько таких построек находились в департаменте Верхняя Луара. В 2003-м один из трех сохранившихся павильонов реставрировали и установили в Vitra Campus. Внутри — стул Standard и стол Compas по дизайну Пруве для Vitra.
Фото: Вероника Гудкова
Vitra дала старт международной карьере японского архитектора Тадао Андо: свое первое здание за пределами Японии он построил в Vitra Campus. Эта буквально утопленная в землю минималистичная постройка напоминает одновременно японские дзенские сады камней, модернизм Ле Корбюзье и Луи Кана и романские монастыри. Бетонная стена павильона обсажена старыми деревьями, весной цветущими пышно, как японская сакура.
Фото: Вероника Гудкова
Прихотливое внутреннее устройство павильона Тадао Андо позволяет выделить несколько автономных и практически изолированных друг от друга зон для встреч и мероприятий. Бетон стен контрастирует с теплыми оттенками натурального дерева — напольными покрытиями и стеновыми панелями. Стеклянные стены обеспечивают естественное освещение. Помещения обставлены мебелью Vitra, в том числе стульями HAL Ply по дизайну Джаспера Моррисона.
Фото: Вероника Гудкова
Про пожар 1981 года на фабрике Vitra можно сказать «не было бы счастья, да несчастье помогло»: огонь уничтожил заурядные корпуса и подал идею владельцам компании заказать проекты новых лучшим архитекторам мира. Фабричные здания строили Николас Гримшоу, Алваро Сиза, японское бюро SANAA. Изогнутый мостик между зданиями в дождливую погоду превращается в закрытый переход между корпусами: особые панели автоматически выдвигаются и превращаются в крышу.
Фото: Вероника Гудкова
По словам живого классика итальянской архитектуры Ренцо Пьяно (одного из авторов Центра Помпиду), полностью автономное убежище для интеллектуала-одиночки он мечтал построить еще в студенческие годы. Реализовать концепцию «детского домика для взрослых» площадью 2,5 на 3 метра ему удалось уже в расцвете карьеры с помощью собственного бюро Renzo Piano Building Workshop. В доме есть даже кухонька, биотуалет и душ (летом вода нагревается солнцем в баке на крыше).
Фото: Вероника Гудкова
Первое из новых производственных зданий фабрики Vitra после пожара 1981 года возведено по проекту Николаса Гримшоу, который, наряду с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом, считается основоположником зародившегося в 1970-е годы стиля high-tech в архитектуре. Изогнутый навес соединяет корпус Гримшоу, отделанный рифленым металлом, с новым (2012 года постройки) корпусом от японского бюро SANAA, в плане напоминающим кривовато нарисованный круг.
Фото: Вероника Гудкова
Торчащие из земли гигантские пилы, кегли и прочие подобные предметы — визитная карточка одного из лидеров поп-арта 1960-х годов Класа Ольденбурга и его жены и соавтора, писательницы Косье Ван Брюгген. Молоток, отвертку и плоскогубцы циклопических размеров дети основателя Vitra Вилли Фельбаума подарили отцу на его семидесятилетие. Сейчас этот монумент упорному труду — любимое место для селфи у посетителей Vitra Campus.
Фото: Вероника Гудкова
Прихотливое деконструктивистское сооружение из белых блоков сложной формы, покрытых крышами из серой жести, стало предтечей хрестоматийного творения Фрэнка Гери — здания музея Гугенхайма в Бильбао, построенного семью годами позже. В 2003 году Гери построил в пару к Vitra Design Museum павильон Gate меньшего размера. В обоих зданиях регулярно проходят выставки дизайна и современного искусства.
Фото: Вероника Гудкова
Ричард Бакминстер Фуллер, классик американской архитектуры XX века, а заодно — инженер, философ, писатель, ученый и дизайнер, родился в позапрошлом столетии, а учился тогда, когда строили первые небоскребы. Прославился идеей и реализацией геодезического купола, по принципу которого им был построен павильон США на выставке в Монреале (1967, ныне музей «Биосфера») и шатер Dome из непромокаемого материала на металлическом каркасе .
Фото: Вероника Гудкова
Башня Slide Tower со смотровой площадкой, часами и спиральным спуском, по которому можно скатываться, как с детской горки, на специальных войлочных ковриках, разместилась в конце живописного променада, разбитого по проекту Алваро Сизы.
Фото: Вероника Гудкова
Смотровая площадка Vitra Slide Tower на 17-метровой высоте открывает полный 360-градусный обзор на весь Vitra Campus и его окрестности. Высотных зданий поблизости нет, и ничто не закрывает лесистые холмы на горизонте.
Фото: Вероника Гудкова
Здание Vitra Schaudepot снаружи напоминает безымянную краснокирпичную архитектуру европейских фабрик третьей четверти XIX — начала XX века, а изнутри — гигантский мебельный склад. Но на его полках — не коробки с новой мебелью, а архивные образцы бестселлеров, например, диван Marshmallow по дизайну Джорджа Нельсона, диван Lips, навеянный работами Сальвадора Дали, кресла, стулья и оттоманки по эскизам Чарлза и Рей Имзов и Вернера Пантона и множество других необычных и известных предметов.
Фото: Вероника Гудкова
В музее Vitra собраны экспонаты за более чем сто лет: не только стулья и комоды, произведенные по эскизам известных промышленных дизайнеров для Vitra, но и историческая мебель, бывшая для них источником вдохновения, а также современные арт-объекты — такие как заурядный пластиковый стул, обшитый канвой Monogram французского дома Louis Vuitton.