20 мая в Коннектикуте ушел из жизни художник и дизайнер Билл Голд, славу которому принесла, прежде всего, работа в киноиндустрии. Голду было 97 — и по его карьере легко можно изучать историю кино ХХ века. Что общего, казалось бы, может быть у таких разных фильмов, как «Трамвай "Желание"» и «Чужой», «Касабланка» и «Барбарелла», «Марафонец» и «Космические ковбои»? Постеры каждого из них — как и еще тысячи фильмов — придумал и создал Билл Голд. Лучшие работы классика плакатного жанра — в галерее «Ленты.ру».
Изображение: фильм «Заводной апельсин»
Голд рассказывал, что ни один другой режиссер не вмешивался в его работу так, как Стэнли Кубрик, — тот хотел быть в курсе каждого решения, принимаемого дизайнером, и должен был быть уверен, что его вклад в работу также учитывается. Кубрик отверг первый вариант дизайна постера — в котором Алекс из «Заводного апельсина» представал жертвой науки — и настоял на плакате, лучше подчеркивающем брутальность его фильма.
Изображение: фильм «Никогда не говори никогда»
Голд работал над плакатами нескольких фильмов Бондианы — и, пожалуй, в процессе отменил несколько профессиональных табу: так, большой скандал вызвал его постер к «Только для твоих глаз» (с раздвинутыми ногами девушки в бикини, из-под которых выглядывал Коннери-Бонд). Недалеко ушел и постер к «Никогда не говори никогда», также подчеркивающий талант агента 007 по части соблазнения.
Изображение: фильм «Чужой»
«Моей целью всегда было продать публике фильм, убедить аудиторию посмотреть его — с помощью эффектных, запоминающихся изображений и шрифта. Провоцировать интерес к истории, рассказывающейся в кино, вот что я всегда умел лучше всего», — рассказывал Голд о своей работе в интервью Американскому киноинституту.
Изображение: фильм «Избавление»
Возможно, самая эффектная работа Голда могла и не увидеть свет: на американском плакате фильма Джона Бурмена фигурировали только река и торчащие из нее руки, которые держали ружье. Но для зарубежного проката продюсеры хотели нечто более динамичное — и Голд создал сюрреалистический, мгновенно напоминающий «Андалузского пса» образ.
Изображение: фильм «Бонни и Клайд»
По словам Билла Голда, Уоррен Битти, сыгравший в «Бонни и Клайде» главную роль, принимал самое активное участие и в работе над маркетинговыми материалами фильма — Битти считал картину Артура Пенна тем проектом, который выведет его карьеру на новый уровень. Так и получилось — а за культовый тэглайн «Они молоды... влюблены... и убивают людей» ответственен Дик Ледерер из Warner Bros.
Изображение: фильм «Смертельная ловушка»
«Я на инстинктивном уровне понимаю, как должен выглядеть плакат. Если же пытаться определить мой стиль, то, думаю, его охарактеризовывает фраза "лучше меньше, да лучше". Я не люблю перенасыщенных, нагроможденных деталями постеров. Чисто, просто и по делу — вот мой принцип. Наверное, можно назвать моими фирменными цветами черный, красный, серый и белый», — рассказывал о своей работе Голд.
Изображение: фильм «Волосы»
Голд называл «Волосы» одним из самых интересных проектов, над которыми он работал (в силу актуальности и привлекательности эстетики «лета любви»), — и сокрушался, что в итоге студия одобрила только его вариант международного постера картины. Он также рассказывал, что в работе экспериментировал с разными шрифтами — например, выкладывал название фильма хиппи-бижутерией. Предпочтен в итоге был вариант с солнечными лучами, буквально просвечивающими через слово «Волосы».
Изображение: фильм «Уловка-22»
Голд называл постер к фильму Майка Николса одной из любимых своих работ — тем парадоксальнее, что продюсеры в итоге испугались использовать этот вариант. Они сочли изображение с самолетиком, смытым в унитаз, армейским шрифтом и теглайном «Первый фильм, который ставит войну на место» хотя и идеально отражающими содержание картины и книги-первоисточника, но слишком умными для широкой публики.
Изображение: фильм «Хладнокровный Люк»
«Когда я только начинал работать в этой профессии, то изучал все плакаты к фильмам студий MGM и Paramount. Мне не нравилось ничего из того, что они делали. Меня всегда раздражала их привычка изобразить на плакате лица трех главных артистов — на чем концептуальность и исчерпывалась. Я не хотел рисовать актерские лица, я всегда хотел рассказать историю», — описывал Голд принципы своей работы.
Изображение: фильм «Грязный Гарри»
Ни с одним режиссером Голд не работал так часто, как с Клинтом Иствудом — он даже признавался, что за десятилетия сотрудничества успел по-настоящему подружиться со звездой. Именно Иствуд в 1994-м вручал Голду награду за вклад в кинематограф, присужденную журналом The Hollywood Reporter. «Он лучший в своем деле», — произнес на церемонии Клинт.
Изображение: фильм «Непрощенный»
Возможно, лучший образец совместной работы Билла Голда и Клинта Иствуда — постер к «Непрощенному». Чтобы создать его, Голд максимально эффективно использовал имевшиеся в его наличии средства: револьвер был взят из одного кадра, руки — из другого, лицо Иствуда в пол-оборота — из третьего. Заметить этот синтетический характер изображения почти невозможно — неудивительно, что плакат принес Голду почти все главные профессиональные награды.
Изображение: фильм «Касабланка»
Постер «Касабланки» был первым в более чем полувековой карьере Билла Голда: он сразу определился с концептом (коллаж из лиц всех основных персонажей, большая часть которых утоплена в дымке, напоминающей туман из финальной, разворачивающейся в аэропорту сцены фильма). Заказчик одобрил постер, но попросил добавить динамики — так в руке Богарта появился пистолет, который Голд взял из кадра с участием актера в картине «Высокая Сьерра».
Изображение: фильм «Моя прекрасная леди»
Голд называл себя большим фанатом мюзикла, который лег в основу «Моей прекрасной леди» Джорджа Кьюкора, — признавался, что смотрел его сценическую версию несколько раз и знал либретто более-менее наизусть. Финальный постер получился из комбинации нескольких карандашных рисунков, которые только затем были окрашены пронзительным розовым цветом. Сам Голд же разработал и использованный на плакате шрифт — который настолько точно передавал дух фильма, что ассоциируется с ним почти неразрывно.
Изображение: фильм «Изгоняющий дьявола»
Свой выбор кадра из фильма для плаката «Изгоняющего дьявола» Голд объяснял Американскому киноинституту следующим образом: «Этот кадр — с отцом Меррином, с одним чемоданчиком в руке прибывающим в Джорджтаун для обряда экзорцизма, — мгновенно задевал во мне какие-то струны. Одного этого снимка хватало, чтобы сообразить: ничего хорошего ему ждать не стоит! Я затемнил большую часть деталей, присутствовавших в оригинальном кадре, превратив его в произведение дизайна, а не кино. Стоило мне предложить этот вариант продюсерам, как никаких других они уже не хотели рассматривать».
Изображение: фильм «Янки Дудл Денди»
«Меня самого поражает разнообразие стилей и подходов, которые я использовал за годы своей карьеры. Кажется маловероятным, что один и тот же художник будет ответственен за вполне конвенциональное разукрашивание Джеймса Кэгни патриотическими цветами на плакате "Янки Дудл Денди", розовый коллаж "Моей прекрасной леди", разноцветные хиппи-образы "Вудстока" и сумрачные отражения на постере "Таинственной реки". Тем не менее мне это удалось», — подводил Голд итоги своей карьеры несколько лет назад.