Солнце на пятнах Они терпят обрезания, побои и унижения, но все равно верят в жизнь

20 фото

Премия «Современная африканская фотография» (Contemporary African photography, CAP) призвана показать остальному миру, как живут и о чем хотят рассказать жители континента, который для многих ассоциируется с чем-то загадочным и неизведанным, а зачастую — чужим и варварским.

Каждый год эксперты из разных стран мира выбирают пять победителей. Это помогает продвигать африканскую фотографию и избегать географически и культурно односторонних взглядов на континент.

Призеры и участники из шорт-листа премии CAP Prize for Contemporary African Photography — в галерее «Ленты.ру».

Серия «Пластиковые короны» родилась из идеи престижности этого королевского символа. По мнению фотографа, каждая женщина может примерить этот аксессуар и представить себя хозяйкой жизни. В работах художница умышленно имитировала кадры из кинофильмов.




Таким образом фотограф Фумзайл Канайал показала борьбу со стереотипами. Она задается вопросами, что произойдет, если девушка будет открыто вести себя так, как нравится ей, а не обществу или ее семье. Что будет, если она «вовремя» не выйдет замуж, начнет курить или будет демонстрировать оголенные ноги?

Из серии «Пластиковые короны»

Фото: Фумзайл Канайал (Phumzile Khanyile)

Серия «Пластиковые короны» родилась из идеи престижности этого королевского символа. По мнению фотографа, каждая женщина может примерить этот аксессуар и представить себя хозяйкой жизни. В работах художница умышленно имитировала кадры из кинофильмов.

Таким образом фотограф Фумзайл Канайал показала борьбу со стереотипами. Она задается вопросами, что произойдет, если девушка будет открыто вести себя так, как нравится ей, а не обществу или ее семье. Что будет, если она «вовремя» не выйдет замуж, начнет курить или будет демонстрировать оголенные ноги?

Фумзайл Канайал воспитана бабушкой, которая навязывала ей стандарты об искусстве быть «хорошей женщиной». При этом девушка всегда видела несостыковки в принципах взрослого поколения и их воплощением в жизнь. За закрытыми дверями «правильные» люди курили, ругались, разводились и изменяли. Однако в обществе они становились главными поборниками морали.




Канайал пытается исследовать, как, к примеру, наличие нескольких партнеров (изображенных в виде воздушных шаров) может стать выражением выбора, а не индикатором низкой морали и поводом для осуждения. Это путешествие к самопознанию заняло одно из призовых мест на конкурсе.

Из серии «Пластиковые короны»

Фото: Фумзайл Канайал (Phumzile Khanyile)

Фумзайл Канайал воспитана бабушкой, которая навязывала ей стандарты об искусстве быть «хорошей женщиной». При этом девушка всегда видела несостыковки в принципах взрослого поколения и их воплощением в жизнь. За закрытыми дверями «правильные» люди курили, ругались, разводились и изменяли. Однако в обществе они становились главными поборниками морали.

Канайал пытается исследовать, как, к примеру, наличие нескольких партнеров (изображенных в виде воздушных шаров) может стать выражением выбора, а не индикатором низкой морали и поводом для осуждения. Это путешествие к самопознанию заняло одно из призовых мест на конкурсе.

Вся жизнь архипелага Занзибар сосредоточена вокруг моря, но большинство местных девушек не учатся плавать. Виной тому консервативная исламская культура и полный запрет на ношение традиционных купальников. При этом уровень смертности от утопления на африканском континенте является самым высоким в мире.




Проект Panje (с суахили переводится как «большая рыба») в течение последних нескольких лет обучает женское население Занзибара плаванию. На снимках фотографа Анны Бойазис — уроки новоиспеченных купальщиц.

Из серии «Обретение свободы в воде»

Фото: Анна Бойазис (Anna Boyiazis)

Вся жизнь архипелага Занзибар сосредоточена вокруг моря, но большинство местных девушек не учатся плавать. Виной тому консервативная исламская культура и полный запрет на ношение традиционных купальников. При этом уровень смертности от утопления на африканском континенте является самым высоким в мире.

Проект Panje (с суахили переводится как «большая рыба») в течение последних нескольких лет обучает женское население Занзибара плаванию. На снимках фотографа Анны Бойазис — уроки новоиспеченных купальщиц.

Всем учащимся плавать на Занзибаре предоставляются закрытые купальники — буркини. Несмотря на то что, на первый взгляд, это кажется унизительным, на самом деле образование женщин и обучение их жизненно важным навыкам становится первым шагом к эмансипации.




Такие уроки бросают вызов патриархату, который ограничивает деятельность женщин домашним хозяйством. Признанная в числе победителей серия фотохудожницы Бойазис показывает становление африканских женщин на путь к освобождению.

Из серии «Обретение свободы в воде»

Фото: Анна Бойазис (Anna Boyiazis)

Всем учащимся плавать на Занзибаре предоставляются закрытые купальники — буркини. Несмотря на то что, на первый взгляд, это кажется унизительным, на самом деле образование женщин и обучение их жизненно важным навыкам становится первым шагом к эмансипации.

Такие уроки бросают вызов патриархату, который ограничивает деятельность женщин домашним хозяйством. Признанная в числе победителей серия фотохудожницы Бойазис показывает становление африканских женщин на путь к освобождению.

Кузнечики (nsenene на африканском языке луганда) для Уганды стали не только местным деликатесом, но и источником обогащения. Микеле Сибилони тщательно задокументировал процесс ловли этих насекомых. Эта фотоподборка принесла ему место в шорт-листе конкурса CAP.




Каждую ночь большая часть населения охотится на кузнечиков: ловушки из бочек, пластиковых бутылок, сетей, мешков и металлических листов расставляют повсюду, даже на крышах домов. Привлекают насекомых мощным электрическим светом. Сезон ловли — во время массовой миграции кузнечиков, когда тучи насекомых закрывают небо. Такое происходит два раза в год, сразу после сезона дождей.

Из серии «Нсененская республика, 2014-2018»

Фото: Микеле Сибилони (Michele Sibiloni)

Кузнечики (nsenene на африканском языке луганда) для Уганды стали не только местным деликатесом, но и источником обогащения. Микеле Сибилони тщательно задокументировал процесс ловли этих насекомых. Эта фотоподборка принесла ему место в шорт-листе конкурса CAP.

Каждую ночь большая часть населения охотится на кузнечиков: ловушки из бочек, пластиковых бутылок, сетей, мешков и металлических листов расставляют повсюду, даже на крышах домов. Привлекают насекомых мощным электрическим светом. Сезон ловли — во время массовой миграции кузнечиков, когда тучи насекомых закрывают небо. Такое происходит два раза в год, сразу после сезона дождей.

Несмотря на то что жители Уганды питаются этим деликатесом уже множество десятилетий, ООН признала пользу съестных насекомых лишь в 2013 году. По мнению международной организации, повсеместное введение такого полезного блюда в рацион поможет улучшить продовольственную безопасность в мире.




При этом в последние годы глобальная вырубка лесов привела к значительному сокращению численности мигрирующих насекомых, а изменение климата в Африке затруднило прогнозирование сезонных дождей. С каждым годом африканцам все сложнее рассчитать время установки ловушек.

Из серии «Нсененская республика, 2014-2018»

Фото: Микеле Сибилони (Michele Sibiloni)

Несмотря на то что жители Уганды питаются этим деликатесом уже множество десятилетий, ООН признала пользу съестных насекомых лишь в 2013 году. По мнению международной организации, повсеместное введение такого полезного блюда в рацион поможет улучшить продовольственную безопасность в мире.

При этом в последние годы глобальная вырубка лесов привела к значительному сокращению численности мигрирующих насекомых, а изменение климата в Африке затруднило прогнозирование сезонных дождей. С каждым годом африканцам все сложнее рассчитать время установки ловушек.

Monankim — слово из языка народа Бакор, группы племен из штата Кросс-Ривер в Нигерии. Так называют девственницу 14-18 лет, над которой проводится специальный местный ритуал «вступления в женственность» — обрезание. После операции девушка восстанавливается несколько недель, а затем предстает перед обществом в праздничной обстановке. Ее уважают как сексуально зрелую женщину, сохранившую свою чистоту: такие девочки становятся завидными невестами.




Однако обряд несет серьезную опасность: некоторые девочки умирают после обрезания. Проект Женевьев Акен представляет тех девушек, которые были напуганы перспективой пройти через боль ради своего успешного будущего, и тех, кто с нетерпением ждал участия в обряде.

Из серии «Monankim»

Фото: Женевьев Акен (Jenevieve Aken)

Monankim — слово из языка народа Бакор, группы племен из штата Кросс-Ривер в Нигерии. Так называют девственницу 14-18 лет, над которой проводится специальный местный ритуал «вступления в женственность» — обрезание. После операции девушка восстанавливается несколько недель, а затем предстает перед обществом в праздничной обстановке. Ее уважают как сексуально зрелую женщину, сохранившую свою чистоту: такие девочки становятся завидными невестами.

Однако обряд несет серьезную опасность: некоторые девочки умирают после обрезания. Проект Женевьев Акен представляет тех девушек, которые были напуганы перспективой пройти через боль ради своего успешного будущего, и тех, кто с нетерпением ждал участия в обряде.

«Monankim» стала изображением контрастирующих ценностей фотохудожника, так как она сама происходит из одного из племен бакорского меньшинства. 




Ритуал «вступления в женственность» очень спорный и подвергается критике. Фотографии вошли в шорт-лист конкурса.

Из серии «Monankim»

Фото: Женевьев Акен (Jenevieve Aken)

«Monankim» стала изображением контрастирующих ценностей фотохудожника, так как она сама происходит из одного из племен бакорского меньшинства.

Ритуал «вступления в женственность» очень спорный и подвергается критике. Фотографии вошли в шорт-лист конкурса.

Долгосрочный проект Яссина Алаула Исмаили «Касабланка не кино» начался еще в 2014 году. Фотограф позиционирует его как любовное письмо городу, который он считает родным. Название серии содержит отсылку к культовому фильму «Касабланка», который снимался не в африканском городе, а в голливудской студии.




Яркая подборка Исмаили — в числе победителей конкурса CAP.

Из серии «Касабланка не кино»

Фото: Яссин Алаул Исмаили (Yassine Alaoui Ismaili)

Долгосрочный проект Яссина Алаула Исмаили «Касабланка не кино» начался еще в 2014 году. Фотограф позиционирует его как любовное письмо городу, который он считает родным. Название серии содержит отсылку к культовому фильму «Касабланка», который снимался не в африканском городе, а в голливудской студии.

Яркая подборка Исмаили — в числе победителей конкурса CAP.

«Касабланка не кино» — визуальное послание тем, кто видел знаменитый марокканский город лишь на картинке. Яссин Алаул Исмаили передает реальную уличную жизнь Касабланки и выделяет наиболее яркие и интересные моменты, которые мог отметить лишь уроженец этих мест.

Из серии «Касабланка не кино»

Фото: Яссин Алаул Исмаили (Yassine Alaoui Ismaili)

«Касабланка не кино» — визуальное послание тем, кто видел знаменитый марокканский город лишь на картинке. Яссин Алаул Исмаили передает реальную уличную жизнь Касабланки и выделяет наиболее яркие и интересные моменты, которые мог отметить лишь уроженец этих мест.

Продолжающаяся серия фотографий Дэвида Канселлора посвящена подвигу кенийцев, каждый день защищающих дикую природу и ее обитателей от жестоких браконьеров. Трогательные изображения спасенных животных попали в шорт-лист конкурса.

Из серии «С бабочками, с воинами»

Фото: Дэвид Канселлор (David Chancellor)

Продолжающаяся серия фотографий Дэвида Канселлора посвящена подвигу кенийцев, каждый день защищающих дикую природу и ее обитателей от жестоких браконьеров. Трогательные изображения спасенных животных попали в шорт-лист конкурса.

Фотопроект «Тени домашнего труда» — это попытка художника стать голосом безмолвных угнетенных людей, вынужденных терпеть унижения и нищету каждый день. Попытка взглянуть на тех, кто будто находится по другую сторону существования. Серия включена в шорт-лист конкурса.

Из серии «Тени домашнего труда»

Фото: Ральф Элюике (Ralph Eluehike)

Фотопроект «Тени домашнего труда» — это попытка художника стать голосом безмолвных угнетенных людей, вынужденных терпеть унижения и нищету каждый день. Попытка взглянуть на тех, кто будто находится по другую сторону существования. Серия включена в шорт-лист конкурса.

Побережье Суахили на востоке Африки является уникальным историческим и культурным объектом. Веками торговцы плавали под муссонными ветрами, позволяя местным портам быстро обогащаться. Однако в последние годы эта идиллия нарушается.




Вошедшая в шорт-лист конкурса серия «Шесть градусов на юг» — попытка задокументировать реальность для будущих поколений.

Из серии «Шесть градусов на юг»

Фото: Жиль Николе (Gilles Nicolet)

Побережье Суахили на востоке Африки является уникальным историческим и культурным объектом. Веками торговцы плавали под муссонными ветрами, позволяя местным портам быстро обогащаться. Однако в последние годы эта идиллия нарушается.

Вошедшая в шорт-лист конкурса серия «Шесть градусов на юг» — попытка задокументировать реальность для будущих поколений.

Возможно, сейчас мы являемся свидетелями воплощения последних рыболовецких и парусных традиций, которые оставались практически неизменными на протяжении тысячи лет. Продолжению прекрасной эпохи африканской торговли мешают увеличение численности населения, изменение погодных условий, а также недавнее открытие огромных газовых месторождений в этой местности.

Из серии «Шесть градусов на юг»

Фото: Жиль Николе (Gilles Nicolet)

Возможно, сейчас мы являемся свидетелями воплощения последних рыболовецких и парусных традиций, которые оставались практически неизменными на протяжении тысячи лет. Продолжению прекрасной эпохи африканской торговли мешают увеличение численности населения, изменение погодных условий, а также недавнее открытие огромных газовых месторождений в этой местности.

С 2013 года фотограф Улла Девентер работает над долгосрочным арт-проектом, посвященном проституции. Основная цель серии — решить проблему стигматизации этой темы через неожиданный взгляд на предметы.




Данная серия «Бабочки — добрый знак» — продолжение коллекции о западноевропейских проститутках под названием «Я никогда не болела». Фотограф знакомится с представительницами профессии и узнает больше об их жизни: о семье, близких, попытках сохранить родную культуру в условиях, когда это практически невозможно.

Из серии «Бабочки — добрый знак»

Фото: Улла Девентер (Ulla Deventer)

С 2013 года фотограф Улла Девентер работает над долгосрочным арт-проектом, посвященном проституции. Основная цель серии — решить проблему стигматизации этой темы через неожиданный взгляд на предметы.

Данная серия «Бабочки — добрый знак» — продолжение коллекции о западноевропейских проститутках под названием «Я никогда не болела». Фотограф знакомится с представительницами профессии и узнает больше об их жизни: о семье, близких, попытках сохранить родную культуру в условиях, когда это практически невозможно.

Попытка передать взгляд женщины-аутсайдера на современную жизнь вошла в шорт-лист конкурса. Проект, посвященный такой щекотливой теме как проституция, передает красочные образы, основанные на намеках, безо всякой прямолинейности и документальности.

Из серии «Бабочки — добрый знак»

Фото: Улла Девентер (Ulla Deventer)

Попытка передать взгляд женщины-аутсайдера на современную жизнь вошла в шорт-лист конкурса. Проект, посвященный такой щекотливой теме как проституция, передает красочные образы, основанные на намеках, безо всякой прямолинейности и документальности.

В этой серии фотограф представляет остановленные моменты, лишенные экзотики. Посвященный Марокко арт-проект охватывает семь лет исследований большой территории государства во время бума развития городов. Снимки, на которых художник старался передать сиюминутное во вневременной манере, — в шорт-листе конкурса CAP.

Из серии «Так далеко, но так близко»

Фото: Баптист де Вилле д'Авре (Baptiste de Ville d'Avray)

В этой серии фотограф представляет остановленные моменты, лишенные экзотики. Посвященный Марокко арт-проект охватывает семь лет исследований большой территории государства во время бума развития городов. Снимки, на которых художник старался передать сиюминутное во вневременной манере, — в шорт-листе конкурса CAP.

Эта фотографическая серия являет собой особый подход к концептуальному искусству и документалистике. Фотограф исследует жизнь своей бабушки через оставшиеся предметы из ее приданого: одежда, украшения, зеркала и так далее. Такие предметы семья жениха приносит в качестве символа, чтобы скрепить союз между двумя семьями, двумя кланами, двумя этническими группами, материализуя их взаимное согласие. Снимая эти предметы, художник пытается показать, что объект никогда не раскрывается, а лишь является молчаливым свидетелем. Каждый кадр несет в себе множество воспоминаний, пережитых парой. Удивительная история жизни была отмечена в шорт-листе конкурса.

Из серии «Главного не увидеть глазами»

Фото: Акпо Ишола (Akpo Ishola)

Эта фотографическая серия являет собой особый подход к концептуальному искусству и документалистике. Фотограф исследует жизнь своей бабушки через оставшиеся предметы из ее приданого: одежда, украшения, зеркала и так далее. Такие предметы семья жениха приносит в качестве символа, чтобы скрепить союз между двумя семьями, двумя кланами, двумя этническими группами, материализуя их взаимное согласие. Снимая эти предметы, художник пытается показать, что объект никогда не раскрывается, а лишь является молчаливым свидетелем. Каждый кадр несет в себе множество воспоминаний, пережитых парой. Удивительная история жизни была отмечена в шорт-листе конкурса.

В течение 2015 и 2016 годов Джейсон Флорио документировал работу корабля, специально созданного для спасения жизней мигрантов, пытающихся пересечь Средиземное море из Ливии в Европу. Со слов фотографа, эта серия для него — очень личная: он помог многим из людей, а с некоторыми — подружился. Эмоциональный фоторассказ о трудностях в жизни современных кочевников попал в шорт-лист конкурса CAP.

Из серии «Пункт назначения — Европа»

Фото: Джейсон Флорио (Jason Florio)

В течение 2015 и 2016 годов Джейсон Флорио документировал работу корабля, специально созданного для спасения жизней мигрантов, пытающихся пересечь Средиземное море из Ливии в Европу. Со слов фотографа, эта серия для него — очень личная: он помог многим из людей, а с некоторыми — подружился. Эмоциональный фоторассказ о трудностях в жизни современных кочевников попал в шорт-лист конкурса CAP.

Резня в Марикане 16 августа 2012 года стала ужасающим примером применения силы со стороны государства и послужила жестоким пробуждением для всей ЮАР со времен апартеида. Тридцать четыре шахтера были убиты: вскрытия показали, что многие были застрелены в спину, голову или на близком расстоянии. Это изменило отношения между южноафриканцами и правительством.




Проект выявляет финансовый и эмоциональный вакуум, создаваемый трагическими смертями, и его последствия для семей и общин. Серия-погружение в загадочный мир сложных взаимоотношений стала одной из победительниц конкурса.

Из серии «Марикана — последствия»

Фото: Поль Ботс (Paul Botes)

Резня в Марикане 16 августа 2012 года стала ужасающим примером применения силы со стороны государства и послужила жестоким пробуждением для всей ЮАР со времен апартеида. Тридцать четыре шахтера были убиты: вскрытия показали, что многие были застрелены в спину, голову или на близком расстоянии. Это изменило отношения между южноафриканцами и правительством.

Проект выявляет финансовый и эмоциональный вакуум, создаваемый трагическими смертями, и его последствия для семей и общин. Серия-погружение в загадочный мир сложных взаимоотношений стала одной из победительниц конкурса.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше