В Белоруссии родители часто отказываются от детей, родившихся с умственными и физическими отклонениями. Их отправляют в специализированные детские дома, а когда им исполняется восемнадцать — переводят в психоневрологические интернаты. Там жизнь этих людей проходит в изоляции и забвении, как в бесконечном «дне сурка», где первый день ничем не отличается от последнего. По сути, каждое такое учреждение — это зал ожидания, где пациенты просто пережидают свою жизнь от рождения до смерти. В большинстве случаев долго ждать не приходится.
В общей сложности в Белоруссии две тысячи детей и двенадцать тысяч взрослых отбывают свой «пожизненный срок» в сорока шести психоневрологических интернатах. Последние два года независимый фотожурналист Александр Васюкович фотографировал в трех из них. Это закрытые учреждения с непрозрачной отчетностью. О том, что там происходит, практически никто не знает, а сотрудник, рискнувший поднять вопрос о скудном финансировании, нехватке еды и персонала, рискует быть уволенным. Впечатления фотографа о жизни в ожидании смерти — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Александр Васюкович
Санитар меняет подгузник пациенту психоневрологического интерната для престарелых и инвалидов № 3. Один из обитателей помогает ему.
Фото: Александр Васюкович
Врачи пытаются определить минимальное количество калорий, которое необходимо этому ребенку, чтобы выжить. Они хотят купить жидкое энтеральное питание, поскольку обычная пища ему не подходит из-за нарушения глотательной функции. Деньги на питание собираются через краудфандинг, так как государство не выделяет на это средств.
Фото: Александр Васюкович
Пациент психоневрологического интерната № 3. Многие из его обитателей все время лежат, что вызывает атрофию мышц. Но в учреждении нет реабилитационного терапевта и массажиста, которые необходимы таким людям.
Фото: Александр Васюкович
Столовая интерната. Дойти сюда могут не все — среди пациентов много таких, кто не способен передвигаться самостоятельно.
Фото: Александр Васюкович
Санитар кормит пациента интерната в палате.
Фото: Александр Васюкович
Санитар Геннадий несет кастрюлю с едой во время обеда в психоневрологическом интернате для престарелых и инвалидов № 3.
Фото: Александр Васюкович
Некоторые обитатели интерната часто причиняют себе увечья. Кто-то случайно, а кто-то намеренно. Боксерский шлем — единственный способ уберечь этого пациента от очередной травмы головы.
Фото: Александр Васюкович
Доктор детского дома для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития Алексей Момотов показывает пациентку Юлию. Ей 20 лет, но весит девушка всего 11,5 килограмма. Учреждение не получало средств на покупку энтерального питания, поэтому врач решил привлечь внимание общественности к этой проблеме. После многочисленных публикаций прокуратура проверила, как расходовались деньги в детском доме. Генеральный директор был уволен. Год спустя Алексей тоже потерял работу.
Фото: Александр Васюкович
Санитар Александр моет пациента психоневрологического интерната. Работа санитаров с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями тяжелая и плохо оплачиваемая. Поэтому в таких учреждениях всегда не хватает персонала. В 9-м отделении этого интерната работают 2 санитара на 37 человек. При таком соотношении очень трудно оказать всем своевременную помощь.
Фото: Александр Васюкович
Пациент психоневрологического интерната № 3 спит в своей комнате. Все живущие здесь, за малым исключением, — дети, от которых родители отказались при рождении. Большинство из них остаются в этих стенах всю жизнь, вплоть до самой смерти.
Фото: Александр Васюкович
Волонтеры перед выходом на сцену в интернате № 3. Они подготовили концерт для его обитателей.
Фото: Александр Васюкович
Жители психоневрологического интерната № 3 покидают зал после концерта, организованного волонтерами. Такие события — это почти единственная возможность общаться с людьми из внешнего мира и хоть как-то разнообразить свою жизнь.
Фото: Александр Васюкович
Дети участвуют в новогоднем представлении в детском доме в Червене. В Белоруссии детские дома — закрытые учреждения, в которые можно попасть только во время праздников. Поэтому очень мало известно об условиях жизни в них и о том, что там происходит.
Фото: Александр Васюкович
У большинства пожилых пациентов нет родных. Персонал интерната — самые близкие для них люди.
Фото: Александр Васюкович
Ухаживать за пациентами психоневрологического профиля очень тяжело. Неудивительно, что в условии нехватки средств и персонала многие из них не получают необходимой помощи.
Фото: Александр Васюкович
Некоторые жители интерната не могут выйти на прогулку самостоятельно. Им помогают санитары и другие пациенты.
Фото: Александр Васюкович
На прогулке.
Фото: Александр Васюкович
Интерьер психоневрологического интерната для престарелых и инвалидов № 3. Пациенты смотрят выпуск новостей в коридоре.