Дерзкий совок Этот журнал прославлял советские ценности и эротику. А затем бесславно исчез

14 фото

В сознании поколений, которые не застали СССР, советское культурное наследие представляется как нечто громоздкое, ура-патриотическое и чуждое современности. Однако в советское время существовали издания, которые пусть ненадолго, но пытались выйти за рамки системы, в которой они существовали. Листая страницы еженедельника «Советская фотография» («Советское фото»), порой не верится, что опубликованные там работы были сделаны в зарегламентированном тоталитарном государстве — они вполне актуальны сейчас и с точки зрения идеи, и с точки зрения стилистики.

«Лента.ру» публикует обложки журнала — история его отражает изломы времени, которые он не смог преодолеть.

Иллюстрированный журнал «Советская фотография» появился в 1926 году. Его основал блестящий советский сатирик Михаил Кольцов, которого спустя 14 лет казнят с личного согласия Иосифа Сталина. Издание ждала непростая судьба. Почти с самого начала вокруг него закрутились нешуточные страсти.

Обложка журнала «Советское фото»

Иллюстрированный журнал «Советская фотография» появился в 1926 году. Его основал блестящий советский сатирик Михаил Кольцов, которого спустя 14 лет казнят с личного согласия Иосифа Сталина. Издание ждала непростая судьба. Почти с самого начала вокруг него закрутились нешуточные страсти.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фотоискусства. Он возник на обломках вполне буржуазного издания «Фотографические новости», нацеленного на интересующихся фотографическим искусством и фототехникой. Команда редакторов этого журнала помогала создавать Кольцову новое издание.

Обложка журнала «Советское фото»

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фотоискусства. Он возник на обломках вполне буржуазного издания «Фотографические новости», нацеленного на интересующихся фотографическим искусством и фототехникой. Команда редакторов этого журнала помогала создавать Кольцову новое издание.

«Советская фотография» не была альманахом, рапортующим о верном движении в сторону прекрасного будущего. На страницах издания публиковались работы советских авангардистов и международных фотографов. В их числе был Александр Родченко, вокруг которого в 1928 году разразился скандал. Один из анонимных авторов обвинил Родченко в излишнем формализме, следовании иностранным буржуазным тенденциям, которые противоречат задачам «пролетарской фотографии». Журнал был вынужден отказаться от сотрудничества с Родченко.

Обложка журнала «Советское фото»

«Советская фотография» не была альманахом, рапортующим о верном движении в сторону прекрасного будущего. На страницах издания публиковались работы советских авангардистов и международных фотографов. В их числе был Александр Родченко, вокруг которого в 1928 году разразился скандал. Один из анонимных авторов обвинил Родченко в излишнем формализме, следовании иностранным буржуазным тенденциям, которые противоречат задачам «пролетарской фотографии». Журнал был вынужден отказаться от сотрудничества с Родченко.

Запуск издания совпал со всплеском фотографического искусства в молодом советском государстве. «Советское фото» это развитие подстегивало — альтернативная фотокультура, различные объединения художников, споры о пути развития современной фотографии.

Обложка журнала «Советское фото»

Запуск издания совпал со всплеском фотографического искусства в молодом советском государстве. «Советское фото» это развитие подстегивало — альтернативная фотокультура, различные объединения художников, споры о пути развития современной фотографии.

Но к 1931 году с созданием Российской ассоциации пролетарских фоторепортеров (РОПФ), декларировавшей использование фотографии в качестве «орудия социалистической реконструкции реальности», бурление подутихло. С этого времени «Советская фотография» как государственное издание было вынуждено повиноваться общей политике партии и старалось просвещать, но не притягивать к себе лишнего внимания. Журнал становился все более и более консервативным. Что, однако, не мешало ему собирать брилллианты советской фотографии.

Обложка журнала «Советское фото»

Но к 1931 году с созданием Российской ассоциации пролетарских фоторепортеров (РОПФ), декларировавшей использование фотографии в качестве «орудия социалистической реконструкции реальности», бурление подутихло. С этого времени «Советская фотография» как государственное издание было вынуждено повиноваться общей политике партии и старалось просвещать, но не притягивать к себе лишнего внимания. Журнал становился все более и более консервативным. Что, однако, не мешало ему собирать брилллианты советской фотографии.

Нет, это не снимок из Instagram-аккаунта бодипозитивной модели.

Обложка журнала «Советское фото»

Нет, это не снимок из Instagram-аккаунта бодипозитивной модели.

Издание ждал затяжной перерыв. В разгар Великой Отечественной войны выпуск «Советского фото» приостановили.

Обложка журнала «Советское фото»

Издание ждал затяжной перерыв. В разгар Великой Отечественной войны выпуск «Советского фото» приостановили.

Вновь открыться журнал смог только с приходом «оттепели». Он перезапустился в 1956 году после XX съезда КПСС и развенчания культа личности Иосифа Сталина. К середине 1970-х тираж «Советской фотографии» достигает 245 тысяч экземпляров.

Обложка журнала «Советское фото»

Вновь открыться журнал смог только с приходом «оттепели». Он перезапустился в 1956 году после XX съезда КПСС и развенчания культа личности Иосифа Сталина. К середине 1970-х тираж «Советской фотографии» достигает 245 тысяч экземпляров.

В 1980-х у «Советского фото» открылось второе дыхание. Издание экспериментировало с формами и ракурсами. Полистать выпуски тех лет любопытно и сейчас, поскольку многие из участников событий живы до сих пор.

Обложка журнала «Советское фото»

В 1980-х у «Советского фото» открылось второе дыхание. Издание экспериментировало с формами и ракурсами. Полистать выпуски тех лет любопытно и сейчас, поскольку многие из участников событий живы до сих пор.

Эстетика издания сильно меняется к концу 1980-х. В период гласности многие темы перестают быть табуированными. Например, тема сексуальности. Еще 10 годами ранее подобная обложка в сочетании с фразой «Советское фото» могла считаться провокацией и антисоветчиной. Времена изменились.

Обложка журнала «Советское фото»

Эстетика издания сильно меняется к концу 1980-х. В период гласности многие темы перестают быть табуированными. Например, тема сексуальности. Еще 10 годами ранее подобная обложка в сочетании с фразой «Советское фото» могла считаться провокацией и антисоветчиной. Времена изменились.

Издание словно начинает поднимать голову. Оно осваивает жанр политической фотографии, прежде ограничивавшийся согласованными с партией однотипными снимками. В выпуске № 9 1989 года журнал отмечал, что событийные съемки того времени «резко изменили представление о возможностях репортеров». Динамика времени диктовала развитие фотографии. Больше не нужно было снимать, как надо, можно было снимать, как хочется. Фотопублицисты были в приятном шоке от того, что Съезд народных депутатов СССР можно было снимать открыто. Фотографы сами не верили своему счастью.

Обложка журнала «Советское фото»

Издание словно начинает поднимать голову. Оно осваивает жанр политической фотографии, прежде ограничивавшийся согласованными с партией однотипными снимками. В выпуске № 9 1989 года журнал отмечал, что событийные съемки того времени «резко изменили представление о возможностях репортеров». Динамика времени диктовала развитие фотографии. Больше не нужно было снимать, как надо, можно было снимать, как хочется. Фотопублицисты были в приятном шоке от того, что Съезд народных депутатов СССР можно было снимать открыто. Фотографы сами не верили своему счастью.

Если в начале 1980-х дела журнала шли в гору, то к началу 1990-х тираж «Советского фото» сильно снизился: с 245 тысяч до 100 тысяч экземпляров. Уходило советское время, а вместе с ним по-советски раздутые тиражи.

Обложка журнала «Советское фото»

Если в начале 1980-х дела журнала шли в гору, то к началу 1990-х тираж «Советского фото» сильно снизился: с 245 тысяч до 100 тысяч экземпляров. Уходило советское время, а вместе с ним по-советски раздутые тиражи.

В конце 1990 года в «Советском фото» сменилась команда. Из названия решили убрать упоминание о политическом режиме. В 1992 году журнал вышел под новым именем — «Фото». Но смена названия не помогла ему выплыть из постсоветской круговерти.

Обложка журнала «Советское фото»

В конце 1990 года в «Советском фото» сменилась команда. Из названия решили убрать упоминание о политическом режиме. В 1992 году журнал вышел под новым именем — «Фото». Но смена названия не помогла ему выплыть из постсоветской круговерти.

История некогда славного журнала завершилась невероятно символично. В феврале 1996 года в здании редакции «Фото» произошел пожар, уничтоживший архивы, библиотеку, лабораторию. Сгорели также снимки, которые должны были выставляться на мероприятии в честь 70-летия журнала. Издание просуществовало совсем недолго. В середине 1997 года оно закрылось навсегда.

Обложка журнала «Советское фото»

История некогда славного журнала завершилась невероятно символично. В феврале 1996 года в здании редакции «Фото» произошел пожар, уничтоживший архивы, библиотеку, лабораторию. Сгорели также снимки, которые должны были выставляться на мероприятии в честь 70-летия журнала. Издание просуществовало совсем недолго. В середине 1997 года оно закрылось навсегда.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше