В Амстердаме в Музее фотографии FOAM проходит ретроспектива японского фотографа Масахисы Фукасэ «Приватные сцены». В экспозицию вошли снимки из самой известной серии автора «Вороны», а также разрозненные кадры из других циклов Фукасэ с начала 1960-х до 1992-го — рокового года в жизни фотографа.
Тогда, выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале красных фонарей, пьяный Фукасэ упал с лестницы бара и получил повреждение мозга. Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — вплоть до своей смерти в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и только после его кончины миру открылись сотни снимков, которые принесли ему славу странного гения.
Раскрашенные полароиды, автопортреты в ванне, зевающие коты: лучшие снимки Масахисы Фукасэ — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Masahisa Fukase Archives
Этот снимок — из последней серии Масахисы Фукасэ, созданной до трагедии. В цикл «Пузырики» (Bukubuku) вошли 79 автопортретов, сделанных в ванне на водонепроницаемую камеру. Критики описывали серию как «причудливую, но немного болезненную игру в пасьянс».
Фото: Masahisa Fukase Archives
Серия раскрашенных полароидных снимков 1991 года — своеобразная попытка самоанализа Масахисы Фукасэ, который делал селфи (тогда этого слова еще не существовало) на фоне сцен из повседневной жизни других людей, встреченных им на улице.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Масахиса Фукасэ родился в маленьком городке на острове Хоккайдо, где у его семьи была фотостудия, — неудивительно, что он выбрал карьеру, связанную с фотографией.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Этот семейный портрет Фукасэ повторил в 1987 году — через год после смерти отца. На снимке глава семейства представлен в виде полноразмерного портрета с черными ленточками.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале называется «Одиночество ворона» — и именно эти монохромные, мрачные снимки завоевали Фукасэ репутацию радикального фотографа.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Фукасэ использовал птицу как метафору своего одиночества. Позже, в 1982 году, он даже говорил, что сам «стал вороном». Спустя несколько десятков лет альбом «Вороны» признали лучшей фотокнигой всех времен.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал после развода с женой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большой альбом, названный ее именем.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Серия «Воспоминания об отце» вылилась в фотокнигу, в которой автопортреты Фукасэ чередовались со снимками из семейного архива. Альбом представляет собой визуальную биографию его отца. На этом фото он запечатлен за год до смерти, в 1986 году.
Фото: Masahisa Fukase Archives
«Все 40 лет моей жизни вокруг меня все время мельтешил кот, преследуя меня, как тень», — говорил Фукасэ. В 1977 году он взял котенка, назвав его Саскэ в честь ниндзя-персонажа из манги.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Спустя 10 дней Саскэ сбежал от него. Фотограф развесил больше сотни объявлений о пропаже котенка, но тот так и не вернулся. Через несколько недель ему по объявлению позвонила женщина, заявив, что нашла очень похожего кота. Это оказался не Саскэ, но Фукасэ все равно забрал его, назвав Саскэ №2 — в надежде, что второй котенок унаследует дух «оригинала».
Фото: Masahisa Fukase Archives
В 1974-м Фукасэ вместе с другими легендарными японскими фотографами Сёмэем Томацу, Эйко Хосоэ, Нориаки Ёкосукой, Дайдо Мориямой и Нобуёси Араки основал школу-студию фотографии.
Фото: Masahisa Fukase Archives
«Воспоминания об отце» следуют за жизнью Фукасэ-старшего, начиная с его детства и до старости. Завершается история снимками кремации и мемориала.
Фото: Masahisa Fukase Archives
Фотографии из серии «Лизание» (Berobero) отсылают к привычке Фукасэ лизать окружающие предметы и даже языки других людей.
Фото: Masahisa Fukase Archives
«Интересно, есть ли другой фотограф, который снял так же много зевающих котов, как я», — говорил Фукасэ. Несмотря на кажущееся однообразие кошачьих портретов, фотограф считал каждый жест достойным снимка — ведь он говорит об индивидуальности животного, которую он хотел раскрыть со всех сторон.
Фото: Masahisa Fukase Archives
В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предзнаменование беспокойных, тревожных времен. Фукасэ часто возвращался к знакомому мотиву в поздние годы своей слишком рано оборвавшейся карьеры.